​Место стыковки | "Новая газета Во Владивостоке"
Экономика

​Место стыковки

Корейские инвесторы осваивают режимы ТОР и свободного порта Владивосток

​Место стыковки

В Приморье сейчас работает более 50 предприятий с южнокорейским капиталом, шесть из них стали резидентами ТОР и свободного порта Владивосток. Общий объем южнокорейских инвестиций в экономику края в прошлом году составил более 100 млн долларов.

Включая обороты

На долю Республики Корея по итогам 2017-го приходится 17 % внешнеторгового оборота Приморья. В прошлом году он увеличился на 24 % и составил более 1,133 млрд долларов. Такие цифры привел врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко во время VIII Дальневосточного корейско-российского форума, который недавно прошел во Владивостоке.

Среди приоритетов глава края выделил туризм — одно из самых динамично развивающихся направлений сотрудничества Приморья и Республики Корея. «В 2017 году в Приморье побывало более 100 тысяч граждан Республики Корея, что в два раза больше, чем в 2016-м», — отметил он. При этом более 140 тысяч приморцев посетили Страну утренней свежести.

— В этом году планируется запустить паромное сообщение Владивосток — Сокчо, — заявил Андрей Тарасенко, добавив, что этот маршрут должен значительно расширить туристический обмен между соседями.

Ряд крупных инвестиционных проектов в этой сфере планирует реализовать южнокорейская ассоциация «Дом фамилии Мун». По мнению президента компании Мун Сан Джу, сегодня дружественные связи между Южной Кореей и Россией укрепляются на государственном уровне — это время как нельзя лучше подходит и для развития межрегиональных отношений. В частности, зарубежные партнеры намерены построить в Приморье казино, гольф-клуб и новый жилищный комплекс.

— Мы неоднократно посещали Владивосток и встречались с российскими партнерами, чтобы обсудить детали реализации наших идей. Сейчас мы приехали сюда, чтобы принять окончательные решения по каждому из проектов, — сообщил в ходе переговоров с главой края г-н Мун Сан Джу.

— Я руковожу компанией, которая занимается строительством гольф-клубов и отелей в течение 30 лет. На протяжении пяти месяцев мы работаем над проектами, которые собираемся реализовать в Приморье, уже посмотрели земельные участки, видели проект создания жилого комплекса в ЗАТО Фокино. Мы хотим как можно быстрее приступить к работе, — добавил президент Ramid Hotels & Resorts Мун Бен Ук.

Доцент кафедры международных отношений Восточного института кандидат политических наук Артем Лукин также выделяет туризм и сельскохозяйственные проекты как сферы, куда уже устремился корейский капитал. Комментируя недавние сделки, эксперт отметил приход в край концерна Lotte, который купил у другой корейской корпорации Hyundai ее гостиничный и сельскохозяйственный бизнес и заявил о намерениях расширять свое присутствие в Приморье. В частности, речь идет о строительстве еще одной гостиницы и создании сети кафе.

Комплексный подход

Среди самых заметных совместных проектов эксперты выделяют партнерство «Роснефти» с корпорацией Hyundai Heavy Industries в создании судостроительной верфи «Звезда» и строительство завода минеральных удобрений в Приморье.

— В качестве главного инвестора комплекса в Козьмино должна выступить Hyundai. По имеющейся информации, южнокорейский бизнес проявляет высокую степень заинтересованности в этом проекте, и есть значительные шансы на то, что он все же будет реализован, — считает Артем Лукин.

Еще один масштабный проект — строительство в Приморье мощного рыбоперерабатывающего комплекса, включающего логистический центр, порт и контейнерный терминал, а также завод по переработке рыбного филе и крабового мяса. О таких намерениях заявил консорциум крупных южнокорейских компаний из Пусана.

Серьезные перспективы, по мнению экспертов, имеет и проект строительства в крае стекольного завода, который намерена реализовать «Кей-Си-Си Корпорэйшн» («KCC Corporation»). Компания является крупнейшим корейским производителем строительных материалов и химической продукции. По словам руководителя «KCC Corporation» Ким Сон Вона, в настоящее время идет поиск площадки, обладающей достаточным для реализации проекта запасом сырья и имеющей удобную транспортную логистику.

Фирма «Медоника» («Medonica») на сегодняшний день входит в TOP-10 крупнейших радиологических компаний Республики Корея. Она успешно экспортирует свою продукцию на рынки более чем 20 стран мира. Сейчас Medonica реализует проект локализации и переноса части производства медицинских изделий — как уже зарегистрированных и известных на российском рынке, так и совершенно новых, с уникальными техническими характеристиками — во Владивосток.

Компании «Арника» и «ЛС Нетворкс» (LS Networks) планируют создать агробиоэкономический кластер в Приморье. Проект в ТОР «Михайловский» включает строительство элеваторных комплексов для хранения кукурузы, крахмалопаточного завода и биофабрик «Аминосинтез», которые будут производить до 300 тысяч тонн в год высокотехнологичной импортозамещающей кормовой продукции.

Верной дорогой

Как отмечают российские и корейские эксперты, сейчас актуальность приобретают трехсторонние проекты между Россией, Республикой Корея и КНДР. Это реконструкция Транскорейской железнодорожной магистрали и ее соединение с Транссибом, а также энергические проекты, такие как газопровод и линии электропередачи из России на Корейский полуостров. По мнению Артема Лукина, наиболее многообещающими выглядят транспортные проекты, так как в Панмунджомской декларации, подписанной по итогам межкорейского саммита 27 апреля, особо выделена необходимость стыковки и модернизации автодорожных и железнодорожных транспортных коридоров Севера и Юга.

— Не упоминается прямо, но, безусловно, подразумевается выход этих межкорейских артерий далее на просторы Евразии через Китай и Россию. В ожидании возможного соединения корейской сети железных дорог с Транссибом южнокорейские железнодорожники уже изучают вопрос о том, как адаптировать свои поезда для российской железнодорожной колеи, — подчеркнул Артем Лукин.

Эксперт выделил «ближайшие перспективы» транспортного проекта Хасан — Раджин. Он реализуется с 2013 года и обеспечивает надежный выход с Транссиба на северокорейский порт. Изначально предполагалось, что в этом проекте будут участвовать представители Южной Кореи.

— Однако из-за роста напряженности на Корейском полуострове Сеул приостановил свое участие в проекте. Сейчас наступает время для возвращения южнокорейского бизнеса в Хасан — Раджин, российская сторона к этому готова, равно как и северокорейская, — уверен Артем Лукин.

Проект имеет большую стратегическую важность для наших территорий, подтвердил директор департамента международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков. По его словам, российские компании уже построили половину железнодорожных путей — сейчас по маршруту от Хасана до северокорейского города Раджин ходят грузовые поезда. Если правительство Республики Корея примет положительное решение по достройке объекта, российские компании будут готовы совместно с корейскими партнерами завершить реализацию этого проекта и проложить путь до южной территории Корейского полуострова.

Президент Корейского морского института Ян Чан Хо также отметил, что развитие отношений между Россией и Республикой Корея активно поддерживается лидерами двух государств Владимиром Путиным и Мун Чжэ Ином. Особые перспективы сотрудничества корейская сторона связывает с «разрядкой», произошедшей на Корейском полуострове. По мнению корейских экспертов, стабильность развития взаимодействия между севером и югом Кореи даст новые возможности для развития сотрудничества с Россией.

***

Дальневосточный российско-корейский форум уже восьмой раз собирает представителей власти и бизнеса двух стран во Владивостоке. В этом году в программе было заявлено несколько тем, среди которых модернизация рыбной промышленности и рыбопромысловое судостроение, логистика и расширение грузоперевозок по Северному морскому пути, газовая промышленность, инвестиционное сотрудничество в рамках режимов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Форум организован Генеральным консульством Республики Корея во Владивостоке и Корейским морским институтом при поддержке администрации Приморского края, Минвостокразвития, Корпорации развития Дальнего Востока и Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.


Материал подготовлен в рамках проекта «Приморье/Территория развития»

№ 445 / Марина СКРИБЧЕНКО / 14 июня 2018
Статьи из этого номера:

​Саммит, в который не верили

Подробнее

​Жил отважный капитан

Подробнее

​«Зеленый» для инвестиций

Подробнее