Экономика

​Деньги из воздуха

Ежегодно наружная реклама может приносить Владивостоку более 150 млн рублей

​Деньги из воздуха

Известное дело: реклама — двигатель торговли. Однако то, что происходит сегодня с рекламой в Приморье, особенно в городах, вызывает по меньшей мере оторопь. О том, как систематизировать рынок наружной рекламы, привести его в цивилизованный вид и добиться значительного увеличения доходов городских бюджетов, рассказал в беседе с нашим корреспондентом эксперт в области наружной рекламы кандидат экономических наук Сергей БАКШИН.

Рекламный хаос

— Сергей Валерьевич, как вы в принципе оцениваете состояние наружной рекламы в столице края и систему ее организации?

— В городах большинства российских субъектов в наружной рекламе царит хаос. И Владивосток, увы, не исключение. Я здесь бываю регулярно, и мне стало интересно, законны ли все эти рекламные конструкции и что город от этого получает. Мы проехали Владивосток, Находку, Уссурийск, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. По итогу, на мой взгляд, только во Владивостоке от 40 до 45 % — это незаконные конструкции, а в других муниципалитетах и того больше. Я не знаю, куда идут деньги от этой рекламы, но понимаю, что идут они не в бюджет.

Около 50–60 миллионов рублей не получает бюджет Владивостока только от той рекламы, которая уже есть на улицах. Кроме того, существующие тарифы по размещению наружной рекламы — явно занижены. Это я могу судить по поступлениям в бюджет. Скорее всего, 40 % «незаконки» где-то оседает. Вот посудите сами: поступления в бюджет Владивостока за 2014 год составили 30 млн, за 2015-й — 35 млн, 2016-й — 50 млн. При таком насыщенном рынке рекламы, как во Владивостоке, это копейки. Теперь Артем: 2014-й — 0,5 млн, 2015-й — 0; 2016-й — 0. Находка: 2014-й — 1,5 млн, 2015-й — 1,5 млн, 2016-й — 1,5. А в Уссурийске: 2014–2016-й — 0. То же самое и в Надеждинском районе — 0, в Шкотовском районе — 0. Это свидетельствует о том, что в некоторых городах Приморского края вся наружная реклама размещается незаконно.

Что касается внешнего вида этих рекламных конструкций, то заметно отсутствие системы как таковой, они не вяжутся с внешним обликом города, где-то просто не соответствуют ГОСТу, местами это просто «шанхай», нагромождение. Особенно это касается так называемых информационных конструкций — вывески ресторанов, магазинов и тому подобное. У меня накопилось множество фотографий, когда вдоль дорог повсюду стоят указатели, что там, например, находится какая-нибудь пивнушка, магазин и т. д. Все это на непонятных бетонных подушках, ржавое. А наружная реклама и информационные конструкции должны гармонировать с обликом города.

Из опыта столицы

— В Москве ведь тоже раньше наружная реклама была везде. Плакаты, баннеры, растяжки, все пестрое — как на китайском карнавале. Идешь, как по газете объявлений. Но ведь удалось навести порядок, значит, есть определенная методология, как сделать наружную рекламу цивилизованной?

— Появился другой подход. Люди в этой отрасли начали работать системно, понимая, что так продолжаться не может. Убрали растяжки, которые висели над дорогами. Во Владивостоке они до сих пор встречаются. Хотя с 2003 года они запрещены. Они не соответствуют ГОСТу по наружной рекламе. И еще в 2013 году их убрали в Москве.

В Москве сделали зонирование всей наружной рекламы, то есть выделили специальные территории, зоны — Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо, МКАД. Исходя из особенностей этих зон были предложены определенные типы конструкций.

На Садовом кольце установлены небольшие конструкции: сити-форматы (1,2x1,8 м), скроллеры (конструкции формата 2,7x3,7 м, где под стеклом сменяются изображения), пиллары (тумбы). В рамках Третьего транспортного кольца допустили размещение стандартных щитов формата 3x6 метров. При этом в основном они меняются, уходят в скроллерную систему или медиаэкраны. На МКАДе уже преобладают суперсайты. Это большие конструкции формата 4x12 и 5x15 метров.

Работа, проведенная в Москве на рынке наружной рекламы, сильно изменила облик города в лучшую сторону. Реклама стала восприниматься легко, комфортно. Водители перестали путаться на дороге, ведь эти растяжки зачастую загораживали знаки, светофоры. Нельзя ляпать рекламу, где угодно, это губительно как для потребителя, так и для предпринимателя, потому что в этих случаях реклама вызывает раздражение.

Финансовый рост

— Приведение городской наружной рекламы в цивилизованный вид, естественно, влечет ее количественное сокращение. Но увеличивает ли это поступления в городской бюджет?

— Однозначно увеличивает. Когда мы видим наляпанную всюду рекламу, то понимаем, что 50 % — это незаконная реклама, от которой нет ни поступлений в бюджет города, ни налогов. А когда появляются современные эффективные конструкции и под них вырабатывается правильная тарифная сетка, то есть появляются четкие правила игры, начинают приходить не абы кто, желающие работать «по леваку», а компании, которые являются профессионалами своего дела, в том числе федеральные игроки, готовые поставлять хороший и качественный продукт и платить за это понятные деньги в бюджет.

В качестве примера могу привести Московскую область, где рынок рекламы в каждом городе насыщен. Здесь тоже стали менять формат, продукт. Если в 2013 году в тот же самый бюджет города Люберцы от рекламы поступало 25 млн, то с 2014 года поступает от 100 до 150 млн ежегодно. Или, например, Истринский район. Поступления в Истре до 2014 года не превышали 7 млн. После того как они систематизировали наружную рекламу, поступления стали около 40 миллионов.

— А Владивостоку что это сулит?

— Если очистить город от ненужной рекламы, ржавой, не соответствующей ГОСТу, которая ставит под угрозу безопасность горожан, если поставить качественные современные конструкции в конкретных местах и по понятным тарифам, то ежегодно наружная реклама может приносить Владивостоку более 150 млн рублей.

— Что мешает властям края и на местах добиться таких показателей? Не хватает компетентности, заинтересованности или это просто лень?

— Все то, что вы перечислили. Может быть, банальная лень. Может быть, некомпетентность. Не каждый человек может выстроить систему. Например, я читаю сообщение, что какой-то комбинат во Владивостоке демонтировал 70 незаконных рекламных конструкций за четыре месяца, и об этом говорят с гордостью. У меня это вызывает только печаль. Борьба с незаконной рекламой ведется во всех регионах. Многие города демонтируют за один месяц 100–200 конструкций. Это не только отдельно стоящие, но и те, которые висят на зданиях, создают «шанхай». У Владивостока достаточно серьезный бюджет — около 15 миллиардов. При этом мы гордо говорим, что мы демонтировали 70 конструкций, имея столько «незаконки». Это говорит о том, что люди вообще не понимают, что делают.

Сейчас у нас время перемен — назначен врио губернатора Андрей Тарасенко и начал работать новый глава города Виталий Веркеенко. Исчез конфликт между городом и краем, а значит, есть шанс совершить рывок. Надеюсь, что и мои слова будут услышаны и это поспособствует преображению города и края в целом.

Что мешает?

— Ведь как вообще устроен рынок наружной рекламы в Приморском крае? Схема размещения рекламных конструкций согласовывается не в городе, а в администрации Приморского края, курирует это непосредственно департамент информполитики. Примерно три года назад краевая администрация забрала себе эти полномочия у Владивостока и городов, входящих во Владивостокскую агломерацию. Города только деньги собирают с наружной рекламы, так как находится она на городской территории, при этом, как мы видим, далеко не все деньги идут в бюджет.

Предписание на демонтаж конструкций тоже выдает администрация края, а город уже непосредственно демонтирует. При указанном департаменте есть казенное учреждение, которое как раз полномочно заниматься этими вопросами. Я посмотрел, что они сделали за 2017 год. В плане работы на 2017 год они должны были составить 1550 актов осмотра и 1300 актов проверки (надеюсь, что они сами понимают отличия между этими формами; кстати, в плане 2018 года остались только акты осмотра — осознали). Они конечно же выполнили план и даже перевыполнили, судя по отчету (2105 и 1651 актов соответственно), но ничего же в городе не поменялось. Как стояли рекламные конструкции 10–15 лет на своих местах, так и стоят по сей день. Напоминаю: 40–45 % «незаконки». Также в плане есть такой показатель, как адресная проверка, согласно которой они должны заниматься мониторингом рекламных конструкций на соответствие схеме и техническому, санитарному, эстетическому состоянию. По отчету все сделано, а по факту все ржавые рекламные конструкции остались. Прозрачности процесса нет, хотя содержание данного учреждения обходится бюджету в 15 млн рублей. Вот и ответьте сами: что мешает людям работать — нехватка компетентности или что-то другое?

— А что говорит закон?

— Наружная реклама регламентируется 38-ФЗ «О рекламе», то есть имеется выстроенная правовая база. Почему чиновники не могут грамотно ею воспользоваться? На этот вопрос у меня ответа нет. Для предпринимателя, желающего заявить о себе, основную сложность представляет не 38-ФЗ, а отсутствие требований к размещению «информационных конструкций» — вывесок, не относящихся к рекламе. До февраля 2018 года на территории Владивостокской агломерации действовало краевое постановление о благоустройстве. Сейчас это постановление отменено. Взамен ничего не принято. Вот и получается, что весь этот беспредел и «шанхай» — это халатность чиновников.

Есть вывески, которые не требуют согласования: расписание работы, юридический адрес и тому подобное. Все остальное, конечно, должно быть согласовано. Не должно быть баннеров, которые окна домов закрывают. Ведь все современные здания во Владивостоке прошли архитектурный совет, а потом мы видим, как недобросовестные предприниматели лепят на них все подряд. Принятие и контроль реализации соответствующих нормативных актов в части информационных конструкций сделает облик города гораздо приятнее.

Чтобы это не осталось пустым разговором, добавлю, что вся информация и все материалы, которые я собрал по итогам мониторинга, будут направлены в общественные и контролирующие органы. Надеюсь, что это поможет привести родной город в нормальный вид.

№ 449 / Сергей ПАВЛОВ / 12 июля 2018
Статьи из этого номера:

​Спекуляции на памяти

Подробнее

​Деньги из воздуха

Подробнее

​«Если б я там был один, то, наверное, умер»

Подробнее