Место событий

​Морской жнец

В дальневосточные моря скоро выйдет новая флотилия

​Морской жнец

8 июля, в День рыбака, знаковый для Дальнего Востока праздник, в бизнес-центре Lotte во Владивостоке прошла торжественная церемония подписания соглашения между приморской компанией «ПриКраб» и санкт-петербургской компанией «Наутик Рус» о разработке эскизного проекта краболовного судна. Проект должен быть разработан в течение двух месяцев с момента подписания соглашения. После одобрения проекта будет принято решение о детальном проектировании. Как ожидается, на него будет потрачено еще семь месяцев.

«Мы планируем построить суда, отвечающие всем современным требованиям, как в области технического оснащения, так и с точки зрения безопасности и экологических показателей, — прокомментировал генеральный директор ООО «ПримКраб» Александр Кириченко. — Новые мощности позволят максимально эффективно осваивать закрепленные за компанией квоты, а также обеспечивать достойные условия труда для экипажей. Мы убеждены, что головное судно станет новым словом для всего крабового бизнеса страны и Дальнего Востока — в первую очередь».

Компания планирует построить до десяти краболовных судов и рассчитывает, что строительство будет осуществляться на дальневосточной верфи. Ожидается, что тендер на строительство будет объявлен через девять месяцев. «Такой проект, особенно со строительством, очень важен для края, — отметил присутствовавший на церемонии вице-губернатор Приморского края Валентин Дубинин. — Считаю, что покупать бывшие в употреблении суда неправильно, важно строить собственные. Необходимо развивать отечественное судостроение».

Эксперты отмечают, что интерес к проекту уже проявляют не только строящаяся верфь в Большом Камне, но и Славянский судоремонтный завод, а также судостроительные предприятия в Хабаровске и Благовещенске.

Проектирование и строительство краболовных судов «с нуля» ранее не осуществлялось ни в России, ни в мире. До настоящего времени краболовные суда создавались посредством переоборудования судов других типов. «Специалисты компании в сотрудничестве с исландскими инженерами, имеющими многолетний опыт проектирования рыболовных судов и разработки проектов переоборудования судов под вылов краба, способны создавать уникальные суда, которые могут полностью поменять представление о рыболовном флоте России, — сказал генеральный директор ООО «Наутик Рус» Артем Стропилов. — В концепции нового судна собираются воедино самые современные дизайнерские и инженерные решения, энергоэффективные технологии. При этом особое внимание уделяется повышенной безопасности и комфорту экипажа».

Стоит отметить, что «Наутик Рус» — одно из самых быстро прогрессирующих конструкторских бюро в стране. Именно этому предприятию Российский морской регистр позволил первому — в качестве пилотного проекта — перейти на электронный документооборот, в том числе и в отношениях с регулятором.

Во время презентации проекта «картинку» сопровождал важный для понимания термин — harvester; в английском языке это означает — «жнец», «уборщик урожая». И это, пожалуй, наиболее точно отражает характеристики проектируемого краболова. Предполагается, что имея неограниченный район мореплавания, судно будет располагать полностью закрытой палубой, т. е. весь цикл производства будет максимально закрыт от непогоды, традиционной для осеннего зимнего сезона — основного в крабовом промысле — в дальневосточных морях. Предполагаемый суточный вылов — до 15 тонн. Согласно техзаданию harvester станет настоящим универсалом, способным выпускать мороженую и варено-мороженую продукцию, а также доставлять заказчику живого краба (до 120 тонн). Предусматриваются максимально комфортные условия для экипажа (около 30 человек): 1–2-местные каюты, спортзал, сауна.

По острожным, приблизительным прикидкам, стоимость головного судна может составить около 27–30 миллионов долларов, однако с выходом в серию цена существенно уменьшится. А учитывая, что краб традиционно считается одним из самых маржинальных объектов промысла, нет сомнения, что заказчики проекта просчитывают свою стратегию на много лет вперед.

Справочно добавим, что ООО «ПримКраб» образовано в 2017 году как операционная компания для освоения квоты на вылов краба, приобретенной «Русской рыбопромышленной компанией» («Примкраб» является ее «дочкой») в ходе аукционов по распределению квот в Приморской подзоне. Объем квот составляет 2,4 тысячи тонн. Компания приобрела и переоборудовала под вылов краба шесть судов, ведущих промысел в настоящее время.

№ 449 / Сергей ПАВЛОВ / 12 июля 2018
Статьи из этого номера:

​Спекуляции на памяти

Подробнее

​Деньги из воздуха

Подробнее

​«Если б я там был один, то, наверное, умер»

Подробнее