Общество

​Страсти по автобусам

Если на линию выходит половина транспорта, странно жаловаться на его нехватку

​Страсти по автобусам

фото:vl.ru

Рынок автобусных перевозок во Владивостоке всегда был и остается крайне интересным для изучения объектом. Во-первых, здесь ежедневно вращаются огромные суммы наличных денег, складывающиеся из наших, казалось бы, копеечных, но регулярных 23-рублевых платежей за каждую поездку. Во-вторых, более чем весомую роль на этом рынке играет муниципальный транспорт, сосредоточенный во ВПОПАТ-1 (в большей степени) и ВПОПАТ-3. Вот на этом, втором пункте и стоит остановиться подробнее.

Напомним, как все начиналось. Вскоре после прихода на должность мэра бывший глава городской администрации Игорь Пушкарев объявил о начале муниципальной транспортной революции. Было практически воссоздано предприятие «ВПОПАТ-1» (Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта), влачившее на тот момент жалкое существование, на средства городского бюджета (т. е. на наши с вами деньги) были закуплены десятки новых современных автобусов MAN и «Фольксваген». И действительно, новые вместительные автобусы, вышедшие на новые же городские маршруты (особенно кольцевой через новую Снеговую Падь и один из самых продолжительных — на Русский остров), быстро завоевали популярность у горожан.

Однако, как говорили Ильф и Петров, «от десяти до четырех вы за Советскую власть. Но вот от четырех до десяти…». Практически одновременно с появлением первых MANов во Владивостоке было зарегистрировано ООО «Флагман-Авто», ставшее единственным представителем марки MAN в Приморском крае и авторизованным сервисным центром по ремонту автопарка ВПОПАТ-1 (и в меньшей степени еще одному муниципальному же предприятию ВПОПАТ-3). Не мудрствуя лукаво, оно и зарегистрировано было по адресу расположения начавшего пухнуть, как на дрожжах, автотранспортного предприятия — на улице Корнилова, 15а. Можно завистливо вздохнуть: повезло разворотливым предпринимателям! А можно и не завидовать, узнав, что совладельцами ООО «Флагман-Авто» являлись мать и родной брат Игоря Пушкарева. Ну а что такого? У нас подобное бывает нередко: стоит человеку занять высокий чиновничий пост, как у его ближайших родственников незамедлительно просыпаются недюжинные предпринимательские таланты. Особенно в тех направлениях, где пахнет солидными бюджетными деньгами.

Как бы там ни было, за годы своей безусловно успешной (как минимум для себя) деятельности ООО «Флагман-Авто» оказало услуг бюджету Владивостока — предприятия же муниципальные — более, чем на 100 миллионов рублей.

Насколько эта деятельность была эффективной для всех нас, судить не возьмемся. Приведем лишь известный факт: став в конце прошлого года главой города, Виталий Веркеенко один из первых визитов в начале февраля 2018-го нанес именно во ВПОПАТ-1. И пришел, мягко говоря, в неистовство (вполне, впрочем, объяснимое). Процитируем сообщения информагентств тех дней: «Не понимаю, как можно умудриться сломать такие машины — ну ладно, один-два, но 70 немецких автобусов?! — заявил Виталий Веркеенко. — Создается впечатление, что вы их не ремонтируете, а стараетесь деньги на ремонт отдать — вместо того чтобы взять еще механиков и отремонтировать быстро. Всего три механика на весь ВПОПАТ! И то я их здесь за работой не вижу. Город брал коммерческие кредиты, платит сумасшедшие проценты не для того, чтобы автобусы гнили в цехах, где масса арендаторов, посредников и субподрядчиков на тепличных условиях».

После визита главы города и вскрывшейся не очень приглядной картины приказом начальника Управления внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Владивостока была назначена выездная внеплановая проверка ревизионной группой. Акт, подписанный по результатам этой самой выездной проверки, оказался в распоряжении «Новой газеты во Владивостоке».

Это серьезный 36-страничный документ, привести который здесь целиком, естественно, не представляется возможным. Однако с наиболее интересными моментами мы постараемся читателей познакомить. Напомним, что анализу подвергались результаты 2017 года.

И прежде всего, очевидно, надо поправить мэра города Виталия Веркеенко: не 70, а 71 автобус из 155, имеющихся в наличии, бездействовали в прошлом году. А еще восемь автобусов находились на линии кратковременно. В аккурат половина получается. Потрясающая эффективность!

Любопытно выглядела кредиторская задолженность по итогам 2017 года. ВПОПАТ-1 задолжал ООО «Флагман-Авто» более 15 миллионов рублей (ну а как же, иначе даже странно было бы). Еще более 17 миллионов рублей составляла задолженность по налогам и сборам. Момент, наверное, вполне рабочий, но вот что забавно: в этом номере «Новой во Владивостоке» (стр…) опубликован материал о том, какому серьезному налоговому и полицейскому давлению подвергается частный бизнес за куда меньшие прегрешения в этой сфере; просто сами собой напрашиваются слова об избирательности действий.

А что касается ООО «Флагман-Авто» и иже с ним, то вот еще любопытные и соотносимые цифры: расходы на техобслуживание и ремонт автобусов (кто авторизованный дилер, мы уже знаем) выросли за год почти на треть — если в 2016-м они составляли 53 миллиона рублей, то в
2017-м — уже 70 миллионов.

Интересен еще один вывод из акта внеплановой проверки: все маршруты, на которых оперирует ВПОПАТ-1, убыточны. В том числе и поэтому предприятие ежегодно получает прямые многомиллионные дотации из городского бюджета. Думается, что это неплохая иллюстрация к вечному спору: кто более эффективный хозяин — частный предприниматель или государство, оперирующее, по большому счету, нашими с вами налогами. Не ВПОПАТом, как говорится, единым — на городских маршрутах оперирует целый ряд частных автобусных компаний, которые худо-бедно, но обновляют свой парк и при этом не получают никаких бюджетных субсидий.

Занятно звучит и еще один вывод проверяющих. Оказывается, в оперативное управление ВПОПАТ-1 Управлением муниципальной собственности администрации города переданы шесть парковочных площадок (автостоянок): две на производственных базах (на улицах Коммунаров и Корнилова), а также на улице Баляева, проспекте «Красного знамени» и две на улице Жигура. Так вот, по расчетам проверяющих (масса документов и цифр), только в 2017 году ВПОПАТ-1 недополучил от парковочной деятельности дохода более чем на 3 миллиона рублей.

Недополучил.

Недополучил?..

Впрочем, последний вопрос уже, наверное, не к участникам внутренней проверки.

На днях во ВПОПАТ-1 назначен новый директор. Сможет ли он навести порядок?

№ 453 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 09 августа 2018
Статьи из этого номера:

​Бизнес? Давить!

Подробнее

​Страсти по автобусам

Подробнее

​Врио выбора

Подробнее