Экономика

​Севморпуть осветит «Звезда»

Решение о строительстве самого мощного в мире ледокола объявят на ВЭФ

​Севморпуть осветит «Звезда»

Заказ на сверхмощный ледокол «Лидер» для круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, скорее всего, получит суперверфь «Звезда» в Приморье. Как ожидается, официально об этом решении должен объявить на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин.

Сверхмощный ледокол «Лидер» (120 МВт) будет построен на предприятии Дальнего Востока, заявил на Международном морском салоне во Владивостоке заместитель главы Минпромторга Олег Рязанцев. Позже вице-премьер по ОПК Юрий Борисов сообщил, что решение о строительстве будет объявлено президентом Владимиром Путиным в сентябре на Восточном экономическом форуме. Он также уточнил, что «рабочая группа отработала, есть решение, подготовлен доклад».

О том, что Юрий Борисов считает «Звезду» наиболее вероятным исполнителем заказа на «Лидер», в отрасли говорят с конца июня. В частности, эти слухи усилились после того, как вице-премьер посетил обе верфи, а потом провел совещание, на котором должны были выработать рекомендации «для передачи выше». Сегодня в строящуюся «Звезду» вложено более 200 млрд руб., и передача ей заказа должна способствовать загрузке верфи.

— Именно в Приморье, в Большом Камне, по поручению президента создается самая большая, современная и самая крупная верфь «Звезда» с объемом металлообработки 330 тысяч тонн в год. Чтобы было понятно, это примерно половина всех возможностей судостроительных верфей России, — заявил во Владивостоке Юрий Борисов.

Как прокомментировал гендиректор «Звезды» Сергей Целуйко, верфь в Приморье готова принять заказ на строительство «Лидера».

— Решение о месте строительства атомного ледокола «Лидер» принимает государство. Судостроительный комплекс «Звезда» располагает всеми необходимыми мощностями, оборудованием и специалистами соответствующей квалификации. Судоверфь «Звезда» — единственная, которая может строить крупноблочным методом, — это экономит средства и сокращает сроки строительства, — заявил Сергей Целуйко. По его словам, СК «Звезда» начнет оформлять документы на получение лицензии на атомное судостроение после того, как будет решен вопрос по строительству ледокола «Лидер».

Он добавил, что «Звезда» уже получила двадцать пять заказов на строительство судов и прорабатывает вопрос о создании еще пятнадцати.

— На сегодняшний день у верфи подписаны контракты на двадцать пять судов. Прорабатываем еще вопрос о строительстве пятнадцати судов. Считаю, что у верфи загрузка будет полностью, — сообщил Сергей Целуйко. — Кроме того, с НОВАТЭК обсуждается строительство пятнадцати газовозов ледового класса, по «Газпрому» есть несколько перспективных заказов — около восьми штук.

Самый большой в мире, сверхмощный атомный ледокол «Лидер» нужен для круглогодичной проводки судов по Севморпути в восточном направлении, предполагается, что он сможет проходить лед до 4,3 м, прокладывая коридор до 50 м шириной, и проводить караваны при скорости 10–12 узлов. Как следует из проекта стратегии развития судостроения до 2035 года, в этом году завершена разработка технического проекта ЛК-120. Головной атомоход должен быть достроен в 2027 году, всего планируется построить три ледокола. Но до сих пор не определены источники финансирования, стоимость ледокола может достигать 100 млрд руб. Очевидно, эти вопросы будут рассматриваться в ходе ВЭФ-2018 во Владивостоке.


Материал подготовлен в рамках проекта “Приморье/Территория развития»

№ 454 / Герман ШАБЕКО / 16 августа 2018
Статьи из этого номера:

​Победимая «Армада»

Подробнее

​Форменный заговор

Подробнее

​Границы возможностей

Подробнее