Экономика

Владивостокский судоремонт переезжает на Диомид

В Дальневосточном центре судостроения и судоремонта констатируют вывод отрасли из кризиса

Владивостокский судоремонт переезжает на Диомид



После длительного периода глубокой депрессии отечественные судостроение и судоремонт наконец начали возрождаться. Все профильные активы теперь находятся под единым управлением в рамках ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). На Дальнем Востоке вот уже около полутора лет действует дальневосточный субхолдинг ОСК — ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), объединивший под своим крылом соответствующие предприятия региона.

Некоторые результаты работы ДЦСС уже налицо — например, в Большом Камне и в Дунае совместно с иностранными партнерами впервые за много лет заложены новые судостроительные мощности. Другие итоги не так заметны «невооруженному» глазу. Сегодня на вопросы «Новой» во Владивостоке» отвечает заместитель генерального директора ДЦСС Андрей Спиченков.

— Андрей Викторович, как себя чувствуют судостроительные и судоремонтные заводы Дальнего Востока в «новом формате» работы, какими достижениями ДЦСС может гордиться уже сегодня?

— Буквально только что, в конце июля, на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре был заложен абсолютно новый ледокол — многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса мощностью 7 МВт. Там же, на АСЗ, ведется работа по созданию корвета, на Тихоокеанском флоте это будет первый военный корабль такого типа. На разных стадиях постройки имеются еще несколько заказов как для ВМФ, так и для гражданских судовладельцев. И это — на предприятии, которое еще недавно было почти банкротом!

Хабаровский судостроительный завод сумел сохранить свой производственный и кадровый потенциал, в том числе благодаря грамотному управлению. Сейчас там помимо работы по военным заказам разрабатывают линейку азимутальных буксиров для обеспечения нужд нефтедобывающей отрасли. Если говорить о Приморье, то прекрасно работает «Звезда» в Большом Камне. Там завершается проект по утилизации атомных подводных лодок. Кроме того, предприятие приступает к строительству бонопостановщиков — судов, обеспечивающих экологическую безопасность при нефтедобыче на шельфе.

Если говорить о ДЦСС как о головной структуре, то в конце прошлого года в нашем штате числилось 19 человек, а сейчас — уже около 80. Создан конструкторский центр, приходят молодые специалисты, окончившие вузы, в частности ДВГТУ. Мы работаем в тесной связи с «политеном», подбираем себе кадры на перспективу — возрождаем практику, при которой студенты еще в процессе обучения непосредственно приобщались к производству. Предполагается создание в нашей структуре научного центра, который бы взаимодействовал с вузами (прежде всего с ДВГТУ и ДВГУ) в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Налаживаются связи и с академической наукой, например Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН.

— Как продвигается процесс перевода 178-го СРЗ из центра Владивостока в район Чуркина (как сообщалось ранее, северный берег Золотого Рога будет переведен на «гражданку», превратившись в прогулочную зону)?

— Речь идет не только и не столько о переводе мощностей 178-го завода, сколько о создании на берегу бухты Диомид, где сегодня находится 92-й СРЗ, судоремонтной зоны «Владивосток» в соответствии с концепцией развития ДЦСС. Это не просто механический перенос станков на Диомид (хотя какая-то часть оборудования действительно будет перемещена, а устаревшее и изношенное — отправлено на металлолом). В этой точке будет создана новая производственная база военного и гражданского судоремонта, отвечающая всем современным требованиям. В судоремонтную зону «Владивосток» войдут два юридических лица — 92-й и 178-й заводы, территориально расположенные в одном месте (такое решение позволит минимизировать управленческий аппарат). Появятся новые цеха — светлые, сухие и теплые, новое оборудование.

Судоремонтная зона на Диомиде возьмет все лучшее с Дальзавода, 92-го и 178-го СРЗ. Однако вплоть до открытия этой зоны все три названных предприятия будут работать! Пока не родится новое, мы не вправе ликвидировать старое, чтобы не допустить «провала» ни по гособоронзаказу, ни по программам гражданского судоремонта. Сроки сжатые — 2012 год.

— В Большом Камне и в Дунае заложены две верфи — совместно с корейскими и сингапурскими партнерами. На какой стадии воплощение этих проектов?

— Созданы юридические лица, проектно-изыскательские работы идут полным ходом. Все рабочие вопросы решаются, по обоим проектам поставленные задачи будут выполнены, цели — достигнуты. Какие-то из текущих проблем нам бывает сложно решить самостоятельно, но при конструктивном взаимодействии с муниципальными и краевыми властями они решаются намного проще и быстрее.

— Один из самых острых вопросов отрасли — кадры. Их удается сохранить?

— Плановые сокращения ведутся, но они не касаются основных рабочих специальностей — такова политика ОСК. Сокращению подвергается в основном неоправданно раздутый управленческий аппарат, а к опытным производственным кадрам мы подходим очень бережно. Например, на базе конструкторского бюро Амурского судостроительного завода в целях недопущения потери инженерно-технических работников рассматривается вопрос создания обособленного подразделения в структуре ДЦСС. «Конструкторская команда» будет заниматься решением профессиональных задач всего ДЦСС, а не только отдельно взятого АСЗ.

— Как выглядят сегодня финансовые показатели работы ДЦСС?

— Мы подвели итоги работы в первом полугодии 2010 года, сравнили результаты с аналогичными периодами 2008 и 2009 годов. Особое внимание уделено отчислениям в бюджеты различных уровней. Они стабильно растут. Так, в 2008 году только в федеральный бюджет Дальневосточным центром судостроения и судоремонта перечислено около 210 тыс. рублей, в 2009-м — уже свыше 3 млн, а в первом полугодии 2010-го — более 15 млн рублей. 

Что касается прибыли, то судостроение — отрасль специфическая. Суда строятся не на оборотные, а на заемные средства, поэтому баланс уходит «в минус» на тот период, пока судно не будет построено, а это может занимать и год, и два, и три — в зависимости от типа. В судоремонте процесс идет быстрее, но в области военного ремонта финансирование гособоронзаказа только-только возобновилось. Зато у нас уже формируется клиентская база по гражданскому судоремонту. Весьма показательно, что ряд компаний уже не размещают свои заказы в Корее или Китае, а обращаются на отечественные предприятия.

№ 46 / Макаров Павел / 12 августа 2010
Статьи из этого номера:

«Снежок» запретили

Подробнее

С вещами на выход

Подробнее

Верной дорогой

Подробнее