Культура

​Звёздные осколки «Грустного дятла»

Режиссер из Владивостока Петр Старостин — о своих фильмах, «Мумий Тролле», «Меридианах Тихого» и планах

​Звёздные осколки «Грустного дятла»

Петр Старостин — молодой владивостокский режиссер, создатель студии «Грустный дятел» — уже заметное имя в документальном кино. В 2015 году его короткометражка «Спасибо» вошла в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля. Два года спустя «Выпускной» Старостина попал во внеконкурсную программу фестиваля документального кино «Артдокфест».

На только что завершившихся «Меридианах Тихого» в программе «Сделано во Владивостоке» были показаны две документальные ленты Старостина.

Первая, существующая пока в короткой, семиминутной версии, называется «Лагутенко. Морской» и посвящена лидеру группы «Мумий Тролль», которому 16 октября, кстати, исполняется пятьдесят.

Вторая — «Осколки звезд сорвутся с неба и исчезнут» — в этом году попала в конкурсную программу «Артдокфеста». Этот «по-балабановски беспощадный» (определение «Медузы») фильм о жизни и смерти собственной матери, «ультраличная история» (определение самого Петра) вызывает реакцию в разбросе от «никому не советую смотреть» до «это должен посмотреть каждый».

Петр Старостин ответил на вопросы «Новой во Владивостоке».

О мумий-фильме: «Пока беру паузу»

— С Ильей Лагутенко мы познакомились в 2015 году на пресс-конференции во Владивостоке, где он сказал: вот бы нам найти классного местного оператора, который сделает нам фильм про V-ROX. Я поднял руку, мы поговорили. Я сделал фильм, его показали по MTV. В 2016-м я снова снимал V-ROX, не я монтировал, правда. А потом я узнал о том, что «Мумий Тролль» проводит тур, посвященный 20-летию альбома «Морская». Я написал Илье, что хотел бы снимать этот тур и сделать документальный фильм о группе. Каким он будет, пока не представлял — это документалистика. Мне важно было поехать, снять и дальше решать, что с этим материалом делать. Илья согласился: за свой счет — пожалуйста. Я за свой счет полетел на концерты в Питер и Москву, это было в марте 2017 года, отснял как сами концерты, так и закулисье. В августе, когда группа приехала во Владивосток, продолжил съемки. Потом начал шерстить facebook и обнаружил, что Роман Самоваров (директор магазина CD Land. — Ред.) выкладывает фотографии «Мумий Тролля» 20-летней давности. Я подумал, что у него могут быть не только фотографии, но и видеофрагменты, написал ему. Он ответил: да, есть около 20 VHS-кассет, сам не помню, что на них находится. Он передал мне кассеты, я их оцифровал. Там концерты на ТОФ 1997 и 1998 годов, запись альбома «Морская» в Лондоне, какие-то домашние записи — Бурлаков (музыкальный продюсер, автор текстов нескольких ранних песен «Мумий Тролля». — Ред.) моет посуду на кухне, Илья едет в метро, слушает каких-то британских музыкантов на рок-фестивале, у которых чувствуется вот это мурлыканье, стиль, который Илья заимствовал… Домашние записи в Москве, Питере, съемки клипов «Утекай» и «Кот кота», первые гастроли в Японии, какой-то концерт, где с Ильей пела Земфира… — всё подряд. Я начал работать с этим архивом и понял, что фильм можно построить таким образом: провести параллель между Ильей, который был в 1997–1998 годах, и Ильей современным, 20 лет спустя. Показать, как развивается рок-музыкант, где моменты, которые его формировали.

Я сделал семиминутный фильм на основе этих архивов и своих съемок. Илья посмотрел, но отреагировал так, что я не совсем понял, что он имеет в виду. Он мне написал, что нужен человек со свежим взглядом на историю «Мумий Тролля», а сам он — не любитель рассказывать истории, а артист музыкального жанра. Из чего я сделал вывод, что он все доверяет мне.

Я стал заявлять фильм на «Пасифик Меридиан», показал отборщикам, они говорят: давай мы покажем его на фестивале. Реакция на эту семиминутную версию на «Меридианах» была только положительная, мне задавали кучу вопросов: когда будет полная версия, как можно поучаствовать. Я ничего не могу ответить — сейчас все зависит от Ильи. Я планировал на planeta.ru или еще какой-то площадке запустить краудфандинг, собрать средства на достойный фильм, но, когда я об этом заявил на кинофестивале, видимо, кто-то это передал Илье, потому что он мне написал: к чему краудфандинг, при чем здесь «Пасифик», я против этого. Я не понял почему. До этого он вроде как дал добро. Мы зашли в творческий тупик. Илья сейчас больше занимается выпуском книги («фанбук», книга, написанная друзьями и поклонниками «Мумий Тролля», должна выйти в свет этой осенью. — Ред.), я — другими проектами. Показывать кому-то эту семиминутную версию он пока отказывается, просто не знает, что с ней делать. Я тоже не знаю. Он мне запретил ее публиковать или собирать деньги собственными силами. Поэтому пока я беру паузу. Не буду запускать краудфандинг, не хочу раздражать Илью своей активностью по поводу этого фильма.

Хронометраж полной версии я бы сделал либо минут 50, чтобы она «врезалась» в телевизор, где есть свои форматы, либо полтора часа, если это фестивальная история. Но еще нужно много сил и энергии потратить. Я планировал делать и ЗD-графику, и мультипликацию, брать интервью у бывших участников группы, снять Илью в Лос-Анджелесе, чтобы показать рок-музыканта не только за работой, но и в жизни… Но пока это все под вопросом. С учетом того, что постпродакшн достаточно сложный по звуку и компьютерной графике, наверное, минимальный порог суммы — где-то около миллиона рублей.

Об «Осколках звезд…»: «Интересно получить реакцию»

— Официальная премьера «Осколков звезд…» состоится на «Артдокфесте». В октябре пройдет Рижский международный кинофестиваль, в рамках которого Виталий Манский, президент фестиваля «Артдокфест», решил провести показ конкурсной программы. Сам «Артдокфест» должен пройти в Москве в декабре, но с ноября вступает в силу странный закон, по которому каждый фильм должен получить прокатное удостоверение, с прокатом будет все сложно. Вообще неизвестно, состоится ли фестиваль в Москве. Все-таки это Новый Арбат, кинотеатр «Октябрь», с каждым годом Манскому все труднее занимать его под такой независимый фестиваль, как «Артдокфест». Поэтому решили перестраховаться и посмотреть конкурсную программу в Риге. Фестиваль очень большой, приезжает много авторитетных людей, это будет международная премьера, после которой фильм, возможно, поедет по другим фестивалям. А здесь, во Владивостоке, была первая внеконкурсная премьера, скажем так, для своих. Мне было интересно получить первую реакцию. Фильм неоднозначный, резкий, бьет в самое сердце. Мне было важно понять, готов ли зритель такое смотреть, чтобы в Риге быть готовым защищаться. Резонанс есть, у людей фильм вызывает разные чувства. В основном отзывы положительные, говорят: «Спасибо, что затронули такую тему, не нужно об этом молчать». У многих людей — такая же история личная, для многих это тоже некая психотерапия. Это фильм-расследование, сделанный для того, чтобы разобраться в себе, закрыть какие-то свои комплексы и показать обычную семью — моих родителей. Я уверен, что в большинстве российских семей — подобные ситуации, но об этом не говорят, а я решил об этом рассказать.

О «Меридианах Тихого»: «Мы как-то на обочине»

— «Меридианы Тихого» — не тот фестиваль, где показывают премьерные фильмы, он никак не влияет на мировое кино, не является национальным фестивалем, как «Кинотавр», где проходят российские премьеры и рождаются звезды. Это культурное событие Владивостока, оно привлекает туристов, налаживает мосты с АТР.

В этом году на «Меридианах» была программа «Сделано во Владивостоке», которую, насколько я знаю, собрали как раз потому, что появился мой фильм. Но говорить о том, что во Владивостоке развиваются молодые режиссеры, — нет, пока этого не видно. Есть группки инициативные, они делают свое кино, как правило, достаточно наивное, оно публикуется в Youtube, но не вызывает резонанса, никак не участвует в повестке дня.

Мне наш фестиваль интересен тем, что фильмы, показанные всего пару месяцев назад на Каннском фестивале, громкие премьеры — их, слава богу, закупают и показывают у нас. Тот же победитель Каннского фестиваля этого года «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээды, или фильм китайского режиссера Цзя Чжанкэ «Пепел — самый чистый белый», или фильм Спайка Ли «Черный клановец». Это круто, что такие фильмы доходят до нас, есть возможность посмотреть их на большом экране с субтитрами. Я лично все эти семь дней хожу в кино, у меня большая насмотренность, для меня фестиваль — это праздник. Но, судя по тому, что я немного наблюдаю своих коллег на сеансах, я делаю вывод, что нашим владивостокским кинематографистам это не очень интересно. В рамках фестиваля проводятся мастер-классы, которые, как правило, превращаются в творческие встречи. За полтора часа мало что можно рассказать, хотя иногда какие-то вещи говорят полезные.

Жаль, что не всегда внимание уделяют даже тем ребятам, кто все-таки попал в программу «Сделано во Владивостоке». Мы как-то на обочине все равно. О том, что мы пройдем по ковровой дорожке, нам либо не говорят, либо, если мы настаиваем, говорят в последний момент. Если бы не настаивали — никто бы не пригласил. Мне с точки зрения стратегии этот фестиваль не очень интересен, я больше мечу на международные авторитетные фестивали типа «Артдокфеста». Там и люди более авторитетные для меня — та же Марина Разбежкина, тот же Виталий Манский, как бы к нему кто ни относился. В том году приезжал Джон Алперт — известный американский документалист. На «Артдокфест» ходят известные кинематографисты — Андрей Звягинцев, Александр Роднянский, Василий Сигарев. Если мой фильм попадает в конкурс, как в этом году, то цель достигнута. Для меня это прежде всего общение с людьми.

О планах: «Снимать игровое кино»

— Сейчас планы — прокатиться по кинофестивалям, пообщаться со зрителями, познакомиться с кинематографистами — продюсерами, людьми, принимающими решения. Мне интересно развиваться в сторону художественных фильмов, стать режиссером игрового кино. Но в любом случае я буду продолжать делать документальные фильмы, документалистика мне дико интересна.

Летом я был в Пхеньяне. Публикую какие-то отрывки в своем Инстаграме — peterstarostin_com, но это просто зарисовки. Чтобы сделать документальный фильм, нужна история, нужно ехать еще раз в Пхеньян и искать там героев. Думаю, что такого доступа мне не дадут. Поэтому есть просто материал, потихоньку он будет загружаться в сеть. Следите за нашими аккаунтами в соцсетях и Youtube-каналом «Грустный дятел».

В пятницу, 12 октября, в 19.00 в Центре содействия развитию молодёжи Приморского края (Владивосток, ул. Посьетская, 14) состоится специальный показ фильма Петра Старостина «Осколки звёзд сорвутся с неба и исчезнут».

№ 462 / Василий МАКАРОВ / 11 октября 2018
Статьи из этого номера:

​Дума о крепости

Подробнее

​Звёздные осколки «Грустного дятла»

Подробнее

​Autism Friendly

Подробнее