Экономика

​Инвесторам прописали адреса

В рамках ВЭФ представлена новая программа российско-китайского сотрудничества

​Инвесторам прописали адреса

Россия и Китай обновили свои подходы к сотрудничеству по развитию Дальнего Востока — новая программа, подписанная Минвостокразвития РФ и Минкоммерции КНР, в основном посвящена привлечению китайских инвестиций на российскую территорию за счет ресурсов, льготных режимов и снятия барьеров, в том числе инфраструктурных. В отличие от предыдущей версии в новом документе авторы решили отказаться от совместного развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока Китая.

Во Владивостоке в рамках ВЭФ была представлена программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционных сферах на Дальнем Востоке РФ на 2018–2024 годы. Ее подписание состоялось по итогам двусторонних переговоров с участием Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. За реализацию документа будут отвечать с российской стороны — Министерство по развитию Дальнего Востока, с китайской — Минкоммерции КНР. Планируется также запустить деловой совет при межправительственной комиссии по развитию Дальнего Востока. С российской стороны его возглавит председатель совета директоров «Русагро» Вадим Мошкович, с китайской — не поименованное в документах руководство компании COFCO.

Нынешняя программа сильно отличается от предыдущей, принятой еще в 2009-м (ее действие прекратилось в этом году). Документ предполагал развитие Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока Китая в рамках одного макрорегиона. В основном такой план оказался неуспешным: большинство указанных в программе проектов не реализованы. Это, по мнению научного сотрудника Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН Ивана Зуенко, произошло из-за того, что изначально были поставлены невыполнимые задачи.

— Не было понятно, как программа способствует развитию Северо-Востока Китая, — прокомментировал он. — Вдобавок она была нашпигована большим количеством мелких проектов, реализовывать которые должно было не государство, а бизнес и которые так и не были реализованы. Новая программа — скромнее, но гораздо понятнее, к тому же она заточена под компетенции Минвостокразвития и регионов с участием китайских партнеров.

Новая программа подробно описывает условия льготных режимов на Дальнем Востоке для китайских инвесторов, при этом для проектов вне ТОР обещано прямое выделение средств на создание инфраструктуры (если их объем не превышает 10 % стоимости основного инвестпроекта). Всем проектам предложено «адресное сопровождение» для снижения рисков. Всего заявлено 32 проекта на $ 4,2 млрд (Китай лидирует по числу проектов среди иностранных участников). Помимо этого авторы документа надеются на привлечение высокотехнологичных компаний из КНР на остров Русский, где они могли бы разместить свои штаб-квартиры или R&D-подразделения.

Впрочем, среди основных направлений развития обозначены все же проекты в традиционных отраслях: в газо- и нефтехимической промышленности, освоении месторождений твердых ископаемых, транспорте и логистике, сельском хозяйстве, лесной промышленности, в аквакультуре и туризме. В создании инфраструктуры приоритетными заявлены транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», строительство мостов (мост Нижнеленинское — Тунцзян должен быть построен в 2019 году, Благовещенск — Хэйхэ — полноценно заработать в 2020-м, также предусматривается строительство перехода через реку Гранитную в районе пункта пропуска Полтавка — Дуннин).

В сельском хозяйстве проектам с участием китайских инвесторов обещано обеспечение земельными участками и льготным финансированием. Инвестиционный директор Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта на Дальнем Востоке Валерий Дубровский ранее оценивал, что с привлечением иностранных инвестиций может быть освоен 1 млн га сельхозземли. Помимо этого в списке значатся свиноводческие комплексы с участием «Русагро» и «Мерси Агро» в ТОР «Михайловский» в Приморье. Для увеличения поставок продовольствия, однако, потребуется снятие ряда фитосанитарных и ветеринарных запретов в КНР (сейчас запрещены поставки свинины, ограничен импорт молочной продукции).

Впрочем, как отмечает Иван Зуенко, производство сои, главного экспортного сельхозтовара, в регионе находится на своем максимуме, так как свободной земли категорически не хватает, а урожайность повысить без строгого соблюдения агротехнологий, прежде всего севооборота, нельзя. Китайскому бизнесу, который захочет вложиться в производство сои, придется столкнуться не только с нехваткой и дороговизной земли, но и с конкуренцией со стороны крупных российских игроков, для которых соеводство привлекательно, особенно в контексте экспорта в Китай.

В программе отдельно не описано финансирование проектов, и этот вопрос, судя по выступлениям участников двустороннего бизнес-диалога, по-прежнему остается препятствием для совместных сделок. Так, экс-глава ЦБ Китая, вице-председатель совета директоров Боаосского форума Чжоу Сяочуань указал на то, что пока стороны не слишком активно торгуют в нацвалютах и привлекают средства на биржах Шанхая и Шэньчжэня. В других странах этот процесс шел значительно быстрее, посетовал он.

Глава Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков, в свою очередь, предложил китайской стороне предусмотреть приоритетный порядок доступа на рынок ценных бумаг для совместных проектов. Такой режим уже применяется для инвесторов в менее развитые регионы Китая, за счет чего компании получают возможность разместиться, не дожидаясь прохождения длительных процедур согласования и места в очереди.

— В АТР есть рынки избыточного капитала, фонд же может обеспечить отбор качественных проектов,— заключил господин Чекунков.


тем временем

Контейнерная линия Хуньчунь — Зарубино — Нинбо открыта в рамках транспортного коридора «Приморье-2», запуск состоялся в рамках ВЭФ во Владивостоке.

Перевозку контейнерных грузов по железной дороге на маршруте Хуньчунь — Зарубино — Нинбо будет осуществлять цзилиньская компания «Северо-Восточная Азия», перевозку морем — судно Marine Silk Road. Как сообщил секретарь комитета Коммунистической партии Китая провинции Цзилинь Баинь Чаолу, провинция Цзилинь подписала на Восточном экономическом форуме во Владивостоке соглашения на $ 800 млн.

— Наши предприниматели с удовольствием воспользуются налоговыми льготами, которые предоставляет закон о свободном порте Владивосток. В рамках ВЭФ произошло важное событие для наших регионов — запуск коммерческого маршрута «Хуньчунь — Зарубино — Нинбо», — подчеркнул он.

МТК «Приморье-2» соединяет китайскую провинцию Цзилинь (Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь) с портами Славянка, Зарубино и Посьет. Действующий железнодорожный участок от перехода Махалино — Хуньчунь до припортовой станции Сухановка (Зарубино) протяженностью около 60 км является ключевым звеном МТК. По предварительным оценкам, транзит грузов по коридору «Приморье-2» к 2030 году составит до 15 млн тонн контейнеров и 22 млн тонн зерна в год.


Материал подготовлен в рамках проекта «Приморье / Территория развития»

№ 463 / Герман ШАБЕКО / 18 октября 2018
Статьи из этого номера:

​Легенды шпионского Токио

Подробнее

​Социальный шифр

Подробнее

​Инвесторам прописали адреса

Подробнее