Расследование

​Буква закона и проза жизни

Выдержит ли отопительный сезон арбитражное разбирательство?

​Буква закона и проза жизни

Терминал «Востокбункера» в Славянке


Все — конечно. И, несмотря на удивительную и волшебную приморскую осень, тепло тоже начинает идти на убыль — даже в самых южных районах Приморья. На северных территориях края уже начался отопительный сезон, города и поселки южного побережья тоже готовятся со дня на день подать тепло в квартиры и больницы, школы и детские сады.

Отопительный сезон в нашей холодной стране, где полгода надо держать батареи теплыми, — один из ключевых показателей стабильности и управляемости территории. В крае все хорошо помнят повод, из-за которого был вынужден уйти в отставку Евгений Наздратенко. Кстати, именно из-за этого же повода, только в другом регионе, в Корякии, полтора десятка лет назад началась стремительная и эффективная политическая карьера Олега Кожемяко. Умение перезимовать в России всегда стоило дорогого; в свою очередь, холодные дома и размороженные тепловые системы не раз становились катализатором различных катаклизмов.

Все это вещи общеизвестные, однако требующие пристального внимания, особенно на территории, где не первый год продолжается чехарда в руководстве, помноженная на фактически не прекращающуюся избирательную кампанию. В такой ситуации опасна любая потенциальная «мина», тем более когда избирательная кампания и начало отопительного сезона полностью совпадают.

В этот раз, как удалось выяснить корреспондентам «Новой во Владивостоке», «рвануть» может, казалось бы, в благополучной и беспроблемной в последние годы Славянке. В последний раз серьезные проблемы здесь испытывали тогда же, когда и в других городах и поселках края, — на рубеже девяностых и нулевых. Коммунальные сети ветшали, котельная дышала на ладан, подвалы пятиэтажек заполняли канализационные стоки. Районная власть с ее дырявым бюджетом предпринимала титанические усилия, чтобы не разморозить поселок. Нужны были небюджетные и эффективные решения. И они нашлись с помощью компании ЗАО «Востокбункер», которая обратила внимание на бывшую котельную Славянского СРЗ, обогревавшую не только завод, но и «по совместительству» весь поселок. Котельная вместе с двумя емкостями для топлива располагалась на берегу — в этом и увидели скрытую, но серьезную перспективу предприниматели. К перспективам, однако, прилагалось катастрофическое состояние ЖКХ, с решения проблем которого «Востокбункер» и начал свою бизнес-историю в Хасанском районе. В короткий срок было вложено более ста миллионов рублей, которые пошли на замену 70 процентов теплотрасс, ремонт канализационных систем, приведение в порядок единственной на весь поселок котельной. Параллельно была создана единая управляющая компания, взявшая под свой контроль функционирование всего механизма ЖКХ в Славянке.

Одновременно заработали и компенсационные алгоритмы из краевого бюджета — на разницу между тарифом и реальными затратами. И — как общий результат — поселок перестал с тревогой вглядываться в календарь, наблюдая за приближением очередной зимы.

Понятно, что, не забывая о социальной функции, «Востокбункер» начал активно развивать бизнес, в короткий срок превратив Славянку в один из региональных центров перевалки нефтепродуктов. И хотя это направление развивалось практически с нуля, сегодня терминал компании является в крае третьим по объему перевалки после таких признанных лидеров отрасли, как Находкинский нефтепорт и Первореченская нефтебаза во Владивостоке. Развитие этого направления оказалось важным еще и потому, что «Востокбункер» входил в группу компаний (ГК) «Транзит ДВ», которая к середине нулевых стала уверенно занимать лидирующую позицию в таком непростом и ответственном бизнесе, как доставка каботажных грузов — в первую очередь больших объемов топлива, — в удаленные регионы российского Дальнего Востока: на Камчатку и Чукотку, на Сахалин и в Магаданскую область. Собственный отгрузочный терминал позволял существенно прибавить в эффективности.

В те годы ГК «Транзит ДВ» быстрыми темпами наращивала обороты. Ее танкера одними из первых начали сквозную перевозку нефтепродуктов по Северному морскому пути, с запада на восток. Параллельно стал стремительно развиваться такой бизнес, как сооружение и эксплуатация рейдовых перегрузочных комплексов (РПК), которые почти одновременно были запущены в Находке и Славянке. Порты южного Приморья, которые раньше, что называется, в упор не замечались ведущими судоходными компаниями мира (Maersk, COSCO, APL, MOL и так далее), на глазах стали превращаться в транзитные топливные хабы для трансокеанских контейнерных перевозок. И сегодня силуэты огромных судов в районе Скрыплева, на рейде Славянки и Находки уже никого не удивляют. А ведь на этот рынок еще надо было суметь зайти, выдержав жесткую конкуренцию, к примеру, с тем же Пусаном и Сингапуром.

Естественно, что в бизнесе с такими оборотами не обойтись без серьезных банковских кредитов. И с этим у ГК «Транзит ДВ» не было особых проблем: имея репутацию надежных заемщиков, компании группы легко получали доступ к внушительным финансовым ресурсам самых авторитетных банков. Внятная стратегия развития позволяла уверенно смотреть вперед, учитывая, казалось бы, все возможные риски. Все, однако, просчитать невозможно, особенно там, где начинается геополитика; речь о событиях 2014–2015 годов. Только на падении курса рубля ГК «Транзит ДВ» потеряла более миллиарда рублей. Еще столько же на падении стоимости нефти. Кредитные линии, открытые в Сбербанке (3,9 миллиарда рублей), ВТБ, а также относительно небольшие заемные суммы в Бинбанке и Банке Интеза из средств развития превратились в кандалы, опутавшие еще вчера динамично растущий бизнес по рукам и ногам.

Главным заемщиком выступал входящий в группу компаний «Торговый дом Транзит-ДВ». Поручителями — остальные компании группы, в том числе и «Востокбункер». На сегодня он — единственный из всех компаний группы, кто не просто остается на плаву, но и продолжает активно функционировать. Обязательства поручителя, однако, ни куда не делись, и фактически вся собственность компании сегодня находится в залоге у банка; более того, поскольку оговоренная в кредитном договоре ритмичность платежей оказалась нарушенной, Сбербанк подал на банкротство предприятия, и сейчас дела ГК «Транзит-Дв» не в бизнесе, а в третейских и арбитражных судах.

С правовой точки зрения позиция кредитора в данном случае оправдана. Но безукоризненна она в том случае, если рассматривать ситуацию вне контекста, в абсолютном, так сказать, вакууме. И в случае выигрыша истца в арбитраже на двери «Востокбункера» можно будет смело вешать замок, а все имущество должника будет выставлено на продажу. Произойти это может в разгар отопительного сезона, и что в таком случае ожидает население Славянки (а это 14 тысяч человек), можно только догадываться. Хотя опыт такой есть, в конце 90-х мы это уже проходили…

Между тем в самом «Востокбункере», несмотря на то, что ЗАО осталось фактически один на один с долгами целой группы компаний, твердо убеждены, что при взвешенном и осмотрительном подходе выход из патовой ситуации есть, причем такой, который вполне может устроить все стороны.

— Мы твердо стоим на ногах и адекватно оцениваем наши возможности, — сказал в беседе с корреспондентом «Новой во Владивостоке» гендиректор ЗАО «Востокбункер» Роман Азаров. — И мы не просим «простить» нам долги. Единственное, что сегодня требуется, — это реструктуризация задолженности. По нашим расчетам, в течение восьми ближайших лет мы в состоянии полностью закрыть все обязательства как поручитель. Чтобы сделать этот прогноз более объективным, мы пригласили из Москвы специалистов экспертной группы Veta. Вот ключевая фраза из их экспертного заключения: «ЗАО «Востокбункер» является самостоятельным, стабильно работающим бизнесом, способным после реструктуризации задолженности выплатить долги банкам в течение восьми лет». Добавлю, что предприятие — это целый комплекс объектов недвижимости, украсть их, убежать с ними куда-то, особенно в условиях действия залогового права, невозможно. Да и не собираемся мы никуда бежать; мы хотим стабильно работать, рассчитаться с долгами и продолжать развивать все наши направления, в том числе и социально значимые. С предприятием связаны судьбы как минимум тысячи жителей поселка. Хотя мы и не делим «своих» и «чужих». Построенный нами в Славянке стадион «Дружба» — единственный спорткомплекс такого уровня на юге края; я уж не говорю про дюжину спортплощадок, которые, как сеткой, фактически накрыли весь поселок. Нам есть чем гордиться и что защищать. И единственное, что для этого нужно, — спокойное продолжение ритмичной работы и развития компании.

По информации «Новой во Владивостоке», коллектив предприятия уже успел обратиться к врио губернатора края Олегу Кожемяко с просьбой о поддержке. Не о финансовой помощи, нет, — здесь твердо рассчитывают исключительно на собственные силы. Речь, скорее, о поддержке моральной, о солидарности. Ведь социально ориентированная власть должна поддерживать социально ориентированный бизнес, разве не так?

№ 464 / Сергей ПАВЛОВ / 25 октября 2018
Статьи из этого номера:

​Мусорный ветер, дым из трубы…

Подробнее

​Буква закона и проза жизни

Подробнее

​Особенный мир искусства

Подробнее