Авто

​Новости свободного порта

Слухи о смерти дальневосточного авторынка сильно преувеличены

​Новости свободного порта

Несмотря на экономический кризис и антироссийские санкции, объем грузов, перевозимых через таможни Дальнего Востока, растет и в натуральном, и в стоимостном выражении. Об этом сообщил и. о. начальника Дальневосточного таможенного управления генерал-майор таможенной службы Сергей Панкратов на пресс-конференции, посвященной Дню таможенника. Этот праздник совпадает с Днем Приморского края — 25 октября; именно в этот день в 1653 году в России с подачи царя Алексея Михайловича появился Единый таможенный устав, а в 1991 году президент России Борис Ельцин подписал указ о создании Государственного таможенного комитета РСФСР.

Ввоз автомобилей: полуторный рост

За девять месяцев 2018 года объем грузооборота в регионе деятельности ДВТУ вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 23,9 %, стоимость — на 20,5 %. Крупнейшие партнеры Дальнего Востока России — традиционные: Китай, Япония, Южная Корея. Стоимость экспорта возросла на 28,3 %, объем — на 26,8 %; вывозятся за рубеж в первую очередь нефть, газ, уголь, рыба и морепродукты, лес. Импорт вырос по стоимости на 15,1 %, «в натуре» — на 4,8 %.

— Мне сложно говорить про кризисные явления в экономике, у меня свое поле деятельности, но цифры вот такие, — констатировал Сергей Панкратов.

Серьезно вырос и ввоз машин. Рынок, обрушившийся несколько лет назад по ряду причин, включая высокие пошлины, новые сборы и падение рубля, постепенно восстанавливается, хотя, конечно, далеко не достиг докризисного уровня. За девять месяцев 2018 года автомобилей на Дальний Восток ввезено в 1,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года, — было 46,4 тысячи штук, стало 68,6 тысячи. Таможенных платежей за автомобили внесено больше в 1,7 раза. Автобусов ввезли 993 против 671, грузовиков несколько меньше, чем в январе-сентябре 2017 года, — 2276 против 2443, зато серьезно вырос импорт легковушек — основной категории. Их ввезли 65,4 тысячи, тогда как за аналогичный период 2017 года — только 43,3 тысячи. 80,5 % машин ввезено из Японии, 15,9 % — из Китая, 2 % — из Кореи. 98 % ввезенных автомобилей пришлось на таможни Приморского края.

Новая «ЭРА» и ее загадки

Приведенные показатели свидетельствуют не только о некотором оздоровлении дальневосточного авторынка, но и о том, что проблемы с кнопкой «ЭРА-ГЛОНАСС» в целом решены. Напомним, 1 января 2017 года вступили в силу поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», сделавшие обязательной установку аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (АВЭОС, иначе — система «ЭРА-ГЛОНАСС») на все автомобили, производящиеся в России или ввозящиеся в страну. Каким образом оснащать «тревожной кнопкой» импортируемые подержанные автомобили, никто не знал. В результате на таможнях Дальневосточного региона зависли тысячи автомобилей. Без «Эры» стало невозможно получить свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС), на основании которого таможня выдает паспорт транспортного средства. Только через полгода (!), после вмешательства губернатора Миклушевского, полпреда Трутнева и вице-премьера Рогозина, проблема с «Эрой» наконец потихоньку начала решаться. Иномарки б/у разрешили оборудовать «кнопкой» по упрощенной схеме, объявив, что временный порядок действует до 1 июля 2018 года. Но «временно» не значит «дешево» — простое, вроде пейджера, устройство с его установкой обходилось автомобилистам примерно в 30 тысяч рублей. Да и польза от системы «ЭРА-ГЛОНАСС», мягко выражаясь, сомнительна. Многие автомобилисты восприняли это нововведение, по сути дублирующее сотовую связь, как очередной побор.

Тем не менее, как говорится, красиво жить не запретишь. В июле 2018 года стало известно, что временный порядок установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили, импортируемые в Россию, продлен еще на год — до 1 июля 2019 года.

— Началось это все с января прошлого года, вы, несомненно, помните, какая была напряженность в первом квартале прошлого года, вплоть до митингов. Сейчас с точки зрения таможенных органов вопросов нет. Существует схема таможенного декларирования, утвержденная правительством РФ. Груз может быть ввезен, его получатель заключил договор на установку этой кнопки. При наличии договора он получает СБКТС, таможенные органы выпускают автомобиль в свободное обращение. Видимо, какая-то нагрузка на народ есть, это стоит каких-то денег. Я эти цифры знаю, но это пусть другие расскажут, я скажу про другое. В прошлом году ввезено 43 тысячи легковых автомобилей, причем 92 % оформлено во Владивостоке, а в этом году — 65 тысяч, — рассказал Сергей Панкратов. — Кроме того, 17 сентября под руководством заместителя председателя правительства, полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева состоялось совещание, на котором рассматривался в том числе и этот вопрос. Наши коллеги из Минпромторга сказали, что они проработают возможность упрощения ввоза автомобилей для жителей Приморского края. Подчеркиваю: с точки зрения таможенного органа проблем нет никаких. Я присутствовал на этом совещании, готовился к нему. На 1 марта прошлого года на складах без оформления было накоплено около 3,5 тысячи автомобилей и еще тысяча была оформлена без кнопки «ГЛОНАСС», где-то в гаражах стояли. Вот это был затор. После этого вступил в силу порядок, на сегодняшний день на временном хранении находится в среднем около 1000 автомобилей ежедневно. Это стандартное количество машин — машины прибывают, готовятся к декларированию, подается декларация. Заторов абсолютно никаких нет. Если есть — скажите мне, мы с этим быстро разберемся.

Слова и. о. начальника ДВТУ интересны еще вот с какой точки зрения. Известно, что Олег Кожемяко, назначенный с 26 сентября врио губернатора Приморья, 13 октября заявил о том, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» показала свою «неэффективность и бесполезность», и пообещал на федеральном уровне поставить вопрос об отмене обязательной установки «кнопки» на подержанные машины. В СМИ это подается как инициатива самого Кожемяко, заботящегося о приморцах. Но не следует ли из слов генерала Панкратова, что вопрос в принципе был уже поставлен или даже наполовину решен на упомянутом совещании у Трутнева, а Кожемяко теперь, воспользовавшись моментом, решил возглавить этот процесс в рамках собственной предвыборной кампании?

Свободный порт: ожидания и реальность

Свободный порт Владивосток и территории опережающего развития (ТОРы, они же ТОСЭРы) подразумевают определенные льготы: резиденты этих институций имеют право пользоваться процедурой свободной таможенной зоны. В регионе ответственности ДВТУ уже создано 11 зон таможенного контроля для применения данной процедуры, в том числе четыре зоны на участках резидентов свободного порта и семь — на участках резидентов ТОРов. За девять месяцев 2018 года сумма освобождений от уплаты таможенных пошлин и налогов составила для резидентов свободного порта Владивосток 7,36 млн рублей (за девять месяцев 2017 года — 74,72 млн), для резидентов ТОРов — 8,12 млрд рублей (за девять месяцев прошлого года — 833,64 млн). То есть налицо серьезное снижение в первом случае и столь же серьезный рост — во втором. Вот как эти цифры прокомментировал Сергей Панкратов:

— Процедура свободной таможенной зоны подразумевает ввоз товаров без уплаты таможенных платежей, но это совсем не означает, что я ввез товар без уплаты платежей, продал его на Урал, заработал денег, ввез товара в два раза больше… Нет, совсем другое: этот институт предназначен для развития промышленного производства. То есть ввози технологии, ввози оборудование. Статистика по свободному порту Владивосток: ввезено около 140 товаров всего лишь на 400 тысяч долларов США. Соответственно, сумма освобождений от уплаты платежей незначительная — 7 млн рублей всего лишь… ТОСЭРы, судя по статистике, более востребованы крупными промышленными предприятиями. Если свободный порт Владивосток — это средний и мелкий бизнес, то ТОСЭРы — крупный бизнес, промышленное производство. Процедура востребована, другое дело, что тех ожиданий, которые кто-то питал, что вот я стану резидентом свободного порта и сразу будет у меня много товара, — не оправдываются. Там одно из условий — организация и обустройство зоны таможенного контроля. Как выяснилось, это очень серьезные затраты для бизнеса. Поэтому Министерство финансов РФ сейчас активно работает над внесением упрощений в организацию зоны таможенного контроля. Некоторые вещи «на берегу» были не видны, постепенно вносятся изменения.

№ 465 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 01 ноября 2018
Статьи из этого номера:

​Новости свободного порта

Подробнее

​400 лет вместе

Подробнее

​«Дети войны» — в законе

Подробнее