Экономика

​«Как это происходит»?

Кто формирует цены на АЗС в Приморье

​«Как это происходит»?

Глава «Роснефти» обвинил независимые АЗС «в некоторых регионах страны» в том, что они фактически являются монопольными структурами и нацелены на рост цены нефтепродуктов. Такое заявление Игорь Сечин сделал накануне поездки в Приморье.

Приморье Игорь Сечин, который в последние дни резко критиковал работу независимых продавцов топлива, обвиняя их в том числе в локальном региональном монополизме, и упомянул в качестве примера.

— Вот в Приморском крае есть огромная компания, которая называется «Октан», у нее девять заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее. Вот у него девять заправок, а он формирует ценообразование в огромном Приморском крае. Как это происходит? — в интервью «Ъ FM» помянул господин Сечин, добавив: «Мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно».

Действительно, «как это происходит»? Напомним, вице-премьер РФ Дмитрий Козак 31 октября провел совещание с основными нефтяными компаниями — «Роснефтью», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Русснефтью», «Газпром нефтью», «Новым потоком», «Нефтегазхолдингом», «Лукойлом», «ТАИФ-НК» и «Татнефтью». По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции. Если хотя бы одна из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива.

То есть, крупные компании подписали с правительством соглашение о «заморозке» цен до 31 марта, их строго контролирует ФАС. А на заправках ажиотаж, «независимые» АЗС даже пугают забастовками.

— Рост цен обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле, — помог разобраться генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

По словам специалистов, от стоимости барреля нефти рыночные цены на АЗС почти не зависят. Самая большая доля — это акцизы и налоги государства. К примеру, в цене на бензин АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает более 38 % от стоимости бензина, акцизы — 19,16 %, НДС и прочие налоги — 16,54 %. То есть, за три четверти литра (73,8 %) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании или АЗС. На заправки бензин, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК) вроде «Роснефти», попадает с собственных заводов и складов, на независимые АЗС, если они следуют легальным схемам — через биржу.

— Например, на бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране, — объяснил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Как пример эксперт привел Приморье, где ситуация наиболее показательна, потому что край удален от большинства НПЗ. Ведущим игроком на рынке является упомянутый господином Сечиным господин Чирсков, акционер сети АЗС «Октант» — он же является президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз».

— Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах, — подчеркивает Алексей Мухин. — Любопытно, что в Приморском крае некоторые частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности — это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями.

А какова доля рынка независимых сетей в стране. По оценке специалистов, порядка 30%.

— Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену. Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из в целом 300 работающих. Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Поразительная вещь. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний, — пояснил позицию «Роснефти» Игорь Сечин.

Эксперты также обращают внимание, что так называемым «независимым» держать низкие цены часто помогает торговля неучтенным бензином, к тому же фальсифицированным, некачественным. По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем такого топлива на российском рынке достигает 60 %. То есть, «независимые» толкают вверх цены на бензин — они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. При этом они же, чтобы увеличить свои продажи, не брезгуют торговать суррогатами и контрафактом. Продажи суррогата выявляются Росстандартом на каждой восьмой АЗС.

Поэтому крупные компании давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех. Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений.

— На самом деле, важно сохранить рыночное ценообразование — это первое. Второе — надо как-то обсудить, я думаю, что этот период времени до 31 марта будет связан с подготовкой универсальных решений, а не просто ручного управления. Универсальные решения должны быть связаны с плавающим акцизом, с переносом акциза с НПЗ на колонку, что позволит и бороться с контрафактом, и перевести этот налог на потребителя, а не на заводы. В-третьих, мне кажется, важно реализовать наше предложение, которое касается распределения справедливой нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка, — прокомментировал Игорь Сечин.

Отвечая на вопрос, удастся ли до 31 марта в отсутствие форс-мажоров, сдерживать цены на топливо, глава «Роснефти» заявил, что в этом уверен.

— На 100%. Если мы не будем обращать внимания на страшилки, которые формируются независимыми сетями, — заявил Игорь Сечин, имея в том числе в виду и ситуацию в Приморье.

Фото Игоря НОВИКОВА и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)

№ 467 / Сергей ТИМОФЕЕВ / 15 ноября 2018
Статьи из этого номера:

​«15 из 90 особей — груднички!»

Подробнее

​Вылечить медицину

Подробнее

​«Безопасные и качественные дороги» в Приморье

Подробнее