Авто

​Жизнь без кнопки

Дальневосточников обещают освободить от обязательной установки «ЭРЫ-ГЛОНАСС». Временно

​Жизнь без кнопки

В ходе встречи с дальневосточным полпредом президента Юрием Трутневым и врио губернатора Приморья Олегом Кожемяко премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал инициативу об отмене обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили, которые ввозятся на Дальний Восток. Новость хорошая, но вместе с тем оставляющая немало вопросов.

Напомним, поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств вступили в силу 1 января 2017 года. Они сделали обязательной установку аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (АВЭОС, иначе — система «ЭРА-ГЛОНАСС») на все автомобили, производящиеся в России или ввозящиеся в страну. Каким образом оснащать «тревожной кнопкой» импортируемые подержанные автомобили, никто не знал. На таможнях Дальневосточного региона «зависли» тысячи автомобилей. Без «Эры» стало невозможно получить свидетельство о безопасности конструкции, на основании которого таможня выдает паспорт транспортного средства. Только через полгода, после вмешательства тогдашнего губернатора Миклушевского, полпреда Трутнева и вице-премьера Рогозина, проблема с «Эрой» наконец стала решаться. Подержанные иномарки, ввозящиеся в РФ, разрешили оборудовать «кнопкой» по упрощенной схеме, объявив, что данный временный порядок действует до
1 июля 2018 года. «Временно» не означало «дешево» — простое, вроде пейджера, устройство с установкой обходилось автомобилистам примерно в 30 тысяч рублей. Польза от системы «ЭРА-ГЛОНАСС», мягко выражаясь, сомнительна. Многие автомобилисты восприняли это нововведение, по сути дублирующее сотовую связь, как очередной побор. В июле 2018 года стало известно, что этот самый временный порядок установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили, импортируемые в Россию, продлен еще на год — до 1 июля 2019 года.

26 сентября врио губернатора Приморья стал Олег Кожемяко и уже 13 октября пообещал на федеральном уровне поставить вопрос об отмене обязательной установки «кнопки» на подержанные машины, заявив о том, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» показала свою «неэффективность и бесполезность». Наряду с возможным переносом центра ДФО из Хабаровска во Владивосток отмена «кнопки» фактически стала одним из пунктом предвыборной программы Кожемяко. Хотя и. о. начальника Дальневосточного таможенного управления Сергей Панкратов сообщил, что еще 17 сентября у Трутнева прошло совещание, на котором рассматривался данный вопрос, и представители Минпромторга пообещали проработать возможность облегчить жизнь дальневосточникам. Как бы то ни было, важен результат. Медведев, по сообщению информагентств, поддержал инициативу, чьей бы она ни была, и сказал, что по его поручению будет разработан временный порядок ввоза в ДФО подержанных иномарок без обязательной установки «ЭРЫ-ГЛОНАССа»: «Пусть временный порядок будет подготовлен, посмотрим, как он будет работать, дальше определимся, что с этим делать».

Итак, один временный порядок — с «кнопкой» — сменится другим, тоже временным, но уже без «кнопки».

Новость, безусловно, позитивная. Можно предположить, что с отменой «ЭРЫ» конечная стоимость ввозящихся на Дальний Восток автомобилей несколько снизится. Между тем даже с остающейся пока обязательной «кнопкой» ввоз автомобилей через таможни Дальнего Востока растет. По данным ДВТУ, за девять месяцев 2018 года машин на Дальний Восток ввезено в 1,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года (68,6 тысячи против 46,4).

С другой стороны, возникает масса вопросов.

Во-первых, власть в очередной раз расписалась в собственной некомпетентности и неспособности оперативно решать простые вопросы, если вспомнить всю эпопею с «кнопкой», теперь фактически признанной ненужной.

Во-вторых, не следует ли распространить новый временный порядок и на других российских автомобилистов, не только дальневосточных?

В-третьих, что делать тем, кто за прошедшие без малого два года вынужденно установил систему, потратив на это свои деньги? Нет ли юридических оснований для возмещения понесенных затрат? Кто в данном случае должен выступать ответчиком — государство?

№ 468 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 22 ноября 2018
Статьи из этого номера:

​Пух и перья

Подробнее

​Жизнь без кнопки

Подробнее

​Город, заговоривший на 27 голосов

Подробнее