Культура

​Год как день

Итоги работы Приморского музея имени В. К. Арсеньева: выставки, встречи профессионалов и онлайн-марафон

​Год как день

Декабрь, финал года — время подводить итоги работы и определять, какие вершины были покорены. Когда говорят о музее, всегда подразумевается, что его главные достижения — выставки. Особенно те, что попали в фокус публичного пространства и вызвали повышенный интерес общественности. Но не стоит забывать, что параллельно идет, может, и не столь очевидная для большинства работа, которая в итоге формирует новые вершины и задает векторы развития на десятилетия.

История с географией

Переговоры о том, чтобы дать жителям Приморского края прикоснуться к величию истории России, не выезжая за пределы края, шли уже давно. Итог — подписанный 19 марта 2018 договор о пятилетнем сотрудничестве между директором Приморского музея имени Арсеньева Виктором Шалаем и генеральным директором Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Еленой Гагариной.

И первой «ласточкой» такого взаимодействия стала выставка «Карта России. Вехи истории», которую жители края увидели уже в сентябре 2018 года.

— Это выставка, как ясно из названия, об образовании государства Российского. Мы очень хотели показать ее именно здесь, во Владивостоке, поскольку с присоединением к империи этих территорий и фактически завершилось формирование страны как огромной державы, — рассказывает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Во Владивостоке представлены восемьдесят четыре подлинных экспоната из главной сокровищницы страны, каждый из которых рассказывает об истории формирования территории Российского государства с XV века по конец XIX века.

За каждым предметом здесь стоит крупное историческое событие или фигура, которая однажды поменяла ход истории. В частности, можно увидеть золотую чарку великого князя Василия III и ковш Ивана Грозного с титулом, включавшим в перечисление 23 подвластных ему царств и княжеств, парадное оружие и доспех русских царей XVIII века.

Привозу и расстановке вещей предшествовала просто колоссальная работа.

— Вместе с коллегами Приморского музея мы составляли тематико-экспозиционный план, обсуждали все возможные нюансы и моменты. К примеру, количество, размеры и типы витрин, рассматривали различные варианты их размещения в зале, расположение и специфику крепления экспонатов внутри витрин — все высчитывалось буквально по сантиметрам, — рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля и куратор выставки «Карта России. Вехи истории» Сергей Орленко.

Музеи Московского Кремля и Приморский государственный музей имени В. К. Арсеньева выражают благодарность генеральному спонсору выставки ПАО «Транснефть», а также АО «Полюс Красноярск», Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и администрации Приморского края.

Вначале было слово

О чем писал в XIII веке новгородский мальчик Онфим, узнали жители Приморья благодаря выставке «Коллекционируя Россию. Великий Новгород». Впервые такое полное собрание берестяных грамот XI–XV веков было привезено на Дальний Восток. Уникальный проект был реализован Приморским музеем имени Арсеньева и Новгородским музеем-заповедником при поддержке Благотворительного фонда Потанина.

Берестяные грамоты помогли ученым по-новому посмотреть на историю России в средневековье: подтвердить гипотезу о распространении грамотности не только посредством летописей. Древнерусские «письма» стали бесценным источником по истории русского языка, социального устройства новгородской республики, торговых и политических отношений.

Подобных «архивов» в мире пока найдено только три: древнеегипетские папирусы, виндоланские грамоты периода римской Британии и «Бергенский архив» (норвежские письма на деревянных палочках). На сегодняшний день в Великом Новгороде найдено более 1100 грамот, и лишь часть из них целые, остальные — фрагменты, так как древние новгородцы, получив берестяное письмо и прочитав, чаще всего разрывали его и бросали на землю.

— Несколько лет назад нам с коллегами пришла на ум мысль: мы представляем здесь нашу страну не так давно, и в силу того, как она устроена — большая довольно страна — многим жителям России оказаться в значимых, культовых для национальной культуры местах тяжело. При этом за пределами двух больших центральных музеев, Третьяковки и Эрмитажа, в других музеях, в частности региональных, хранятся подлинные сокровища, которые являются полноценной частью «культурного кода», о котором так много и подробно говорится в последнее время, — говорит директор Приморского музея имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.

В объективе — история

Последний месяц года в музее ознаменовался открытием новой выставки, рассказывающей о первом фотокорреспонденте края Николае Назарове. Портреты героев Хасанских событий, военный конфликт на острове Даманском, торжественные встречи китобоев, визиты во Владивосток Василия Блюхера, Никиты Хрущева, Леонида Брежнева, создание приморского телевидения, быт коренных жителей края, работа фабрик и заводов — это и многое другое за свою творческую жизнь запечатлел автор. Для первого фотокорреспондента его картины – это способ разговаривать со своим зрителем. Это особый язык, которому не нужно перевода.

— Наш современник — английский писатель, фотограф, путешественник Том Энг, задаваясь вопросом, что такое фотография, примерно так ответил: «Это очень большая, почти осязаемая связь фотографа с историческим моментом». Это точка отсчета. И фотограф, который может получить великую фотографию, должен очень многому соответствовать. Он должен прекрасно понимать тот исторический момент, который он выхватывает на фото. Он должен быть умелым, хорошо экипированным и оказаться в нужное время в нужном месте. И вот эта характеристика очень хорошо подходит к герою выставки «Приморье в объективе Николая Назарова», — рассказывает старший научный сотрудник музея, куратор выставки Ираида Клименко.

Всего на выставке представлено около 300 фотографий. Заглянуть в советское прошлое края жители Приморья могут до октября 2018 года.

Музейный вектор

В октябре впервые за более чем полувековую историю президиум Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) собрался во Владивостоке. Событие для всего Дальнего Востока знаковое: профессионалы отрасли получили возможность донести свои проблемы до органа, который во многом определяет развитие культурной среды во всем мире. Для участия в президиуме ИКОМ во Владивосток приехал советник президента по культуре Владимир Толстой и депутат Государственной Думы, президент ИКОМ России Александр Шолохов. Два дня эксперты сферы обсуждали с коллегами развитие музейного дела внутри страны.

По праву принимающей стороны значительное число участников круглого стола были из Владивостока. Как отметил в приветственной речи директор Приморского музея им. Арсеньева Виктор Шалай, в административном центре края представлены все музейные институции: и зоологические музеи, и частные галереи, и краеведческие, и искусствоведческие, и мемориальные. Однако пример Владивостока далеко не показателен — если смотреть по карте ИКОМ, то можно заметить, насколько она насыщена на западе России и почти пуста на Востоке. Этот вопрос стал одним из основных для диалога профессионалов отрасли.

– Не заметить такую неравномерную концентрацию невозможно. И это крайне негативная тенденция. Мы уже не первый год говорим о том, что культура за Уралом в значительной степени оторвана от того, что происходит в центре, — отметил президент ИКОМ России, депутат Государственной Думы Александр Шолохов.

Все вопросы, поднятые на круглом столе, в дальнейшем пройдут обсуждение в экспертном сообществе. Если практики будут признаны полезными, то они будут рекомендованы для дальнейшего применения в музейной среде. А некоторые вопросы могут, при необходимости, получить законодательную поддержку.

Сказочный марафон

В начале декабря музей стал партнером компании Google в грандиозном сказочном марафоне. Участие в четвертых онлайн-чтениях «От мала до велика» приняли 178 человек, и 30 из них — из Приморья. Жители шести городов России в режиме нон-стоп читали народные и авторские сказки. Москва — Красноярск, Владивосток — Санкт-Петербург, Екатеринбург — Казань, российский офис Google — «Союзмультфильм» – таким «маршрутом» шла перекличка между студиями.

История Google-чтений началась еще в 2014 году, когда прошли масштабные чтения романа Льва Толстого «Анна Каренина».

— Мы в тот год впервые стали партнерами Google, — вспоминает заместитель директора Приморского музея имени В. К. Арсеньева Анжелика Петрук. — Это был чрезвычайно интересный опыт, когда мы не только читали классику, но и общались, обсуждали, какие книги сейчас нужны и нужны ли они вообще обществу. Если же говорить об этом проекте, то я вообще убеждена, что любой музей должен принимать участие в таких акциях, ведь наша задача не только сохранить наследие прошлого, но и передать его дальше.

Всего за пять часов чтений было озвучено более 45 народных и авторских русских сказок.

№ 473 / Ольга ИЛЬЧЕНКО / 27 декабря 2018
Статьи из этого номера:

​Свет в тоннеле

Подробнее

​Рождественский лось

Подробнее

​Год как день

Подробнее