Экономика

Как они нам дороги

Трассы саммита АТЭС бьют мировые рекорды по средней стоимости километра

Как они нам дороги


В номере «Новой» от 22.07.2010 года был опубликован материал доктора экономических наук Никиты Кричевского, посвященный сравнительной стоимости строительства дорог в мире. Согласно данным Кричевского, средняя стоимость одного километра новой дороги в России составляет 17,6 млн долларов, тогда как в Германии этот же показатель составляет только 6,5 млн долларов (в среднем по Евросоюзу — 6,9), в США — 5,9, в Китае — 2,2 млн и т. д. Понятно, что условия, в том числе климатические, от государства к государству различаются. Но все же, согласно выводам Кричевского, столь впечатляющая дороговизна российских дорог в первую очередь связана не с чем иным, как с воровством и коррупцией.

Причем 17,6 млн — это, повторим, средние цифры. К примеру, один километр Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге стоит 140 миллионов долларов (!) — абсолютный мировой рекорд. В Краснодаре и Новороссийске дороги обходятся по 32 млн долларов за километр, новые километры трассы Москва — Петербург — по 65 млн… 

В связи с этим интересно, сколько стоит километр строящихся дорог во Владивостоке, ведь к саммиту АТЭС в приморской столице развернуто масштабное дорожное строительство, что само по себе, конечно, замечательно. Возьмем три участка дорог, основные параметры которых (как физические, так и финансовые) не раз публиковались в СМИ.

Пожалуй, наиболее впечатляющая дорога — трасса-дублер от аэропорта до самого Владивостока (поселок Новый — полуостров Де-Фриза — бухта Патрокл). Ее длина составляет 41,8 км, в том числе 5,3 км мостов, эстакад и путепроводов, а стоимость — около 28 млрд рублей (причем, что интересно, первоначально говорили аж о 49 млрд, но после этого Примавтодор провел серьезную «оптимизацию»). Выходит, что каждый километр «дефризовской» дороги в среднем стоит около 670,4 млн рублей, или 22 млн долларов, что заметно выше среднероссийского показателя.

Далее, дорога от Патрокла до моста через Золотой Рог: 2,3 млрд рублей и 5,37 км, в том числе почти 300 м путепроводов. Разделив деньги на километры, получаем средний показатель 428,3 млн рублей, или 14,06 млн долларов, что уже несколько ниже среднероссийской практики. Третья дорога — участок, соединяющий улицу Снеговую и «горностаевскую» трассу. Речь здесь идет, скорее, о реконструкции, видимо, поэтому и цифры довольно скромные: около 4 км, 250 млн рублей, то есть всего-то-навсего 62,5 млн рублей за каждый километр, или 2,05 млн долларов, что сопоставимо с китайскими ценами.

Особняком, однако, стоят знаменитые мосты саммита АТЭС — на мыс Чуркина через бухту Золотой Рог и на остров Русский через пролив Босфор-Восточный. Так, мост на Чуркин, имеющий общую длину около 2,1 км, стоит 17,9 млрд рублей, то есть по 280 млн долларов за километр. А 3,1-километровый мост на Русский стоит около 35,5 млрд рублей, что означает около 387 млн долларов за километр. Другими словами, владивостокские мосты можно было бы назвать самыми дорогими дорогами не только России, но и всего мира, но приравнять мост через водную преграду к «обычной» дороге, наверное, все же не очень корректно. Тем более что эти вантовые мосты в силу самой своей высоководности обходятся гораздо дороже, чем тот же низководный мост через часть Амурского залива, входящий в состав дороги от поселка Нового через Седанку на Патрокл. Именно поэтому данная трасса, в общем, не слишком дороже среднероссийского дорожного километра. Но в любом случае отстающим от общероссийских тенденций в части стоимости дорожного строительства Владивосток никак не назовешь…

№ 48 / Кузьмичев Егор / 06 августа 2010
Статьи из этого номера:

Стойкое предчувствие трубы

Подробнее

Лейтенантские «прогоны»

Подробнее

Как они нам дороги

Подробнее