Экономика

​Елена Пархоменко: ЖКХ и дороги — основная боль приморцев

В 2019 году в крае отремонтируют 114 км дорог и откроют три моста после ремонта

​Елена Пархоменко: ЖКХ и дороги — основная боль приморцев

Топливно-энергетический комплекс и сфера жилищно-коммунального хозяйства совсем недавно сменили ответственного вице-губернатора — на место ушедшего «варяга» Гагика Захаряна пришла Елена Пархоменко, более десятка лет отвечавшая за состояние ЖКХ Приморья. Задач перед новым заместителем главы региона стоит огромное количество: ремонт дорог, восстановление мостов, выстраивание прозрачной и понятной системы реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов и, конечно, газификация всего края. О том, что в приоритете у нового вице-губернатора Приморья, как обращения граждан помогают составить карту проблем региона и почему важна программа раздельного сбора мусора, «Новая газета во Владивостоке» беседует с Еленой Пархоменко.

— Елена Александровна, мы с вами встречаемся впервые после вашего назначения на новую должность. Уже удалось вникнуть во все вопросы?

— Еще вникаю, откровенно говоря. Спектр действительно очень широк, и все программы крайне социально важны. Согласитесь, очень сложно представить комфортную жизнь без качественных дорог, чистых улиц, благоустроенных дворов и отремонтированных домов. Конечно, каждый блок из находящихся в моем ведении имеет свои приоритетные направления. Но все они, складываясь, формируют такое понятие, как качественная жизнь.

— Вы сказали про приоритетные направления. Их определение идет на основании неких аналитических прогнозов либо же картина формируется по запросам от жителей?

— В первую очередь на основании тех тем, с которыми люди приходят на личные встречи. Я каждый месяц два дня выделяю на прием жителей края. Вообще, с моей точки зрения, обращения — это некая лакмусовая бумажка, по которой можно понять, что именно волнует людей.

— А какие вопросы сейчас наиболее актуальны для приморцев?

— Я бы, наверное, сказала, что дороги. Наверное, они — самая большая боль для людей. Все же проблемы ЖКХ больше актуальны для тех, кто живет в благоустроенном жилом фонде Приморья. А к таковому относится даже не 50 % многоквартирных домов. А вот проблематика дорог касается каждого, независимо от места проживания: деревня или город.

А на втором месте по количеству обращений программа капитального ремонта многоквартирных домов, которая реализуется в рамках государственной программы «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края» на 2013–2020 годы. Напомню, что она была разработана в 2013 году, а уже в 2014 году началась ее реализация. Однако программа просто не может охватить все дома, которые нуждаются в обновлении. Объективно говоря, никаких бюджетных средств на эти цели просто не хватит. И вот тут нам на помощь приходит Фонд капитального ремонта многоквартирных домов.

— Кстати, а как проходит сбор средств от граждан?

— Очень неплохо. Ежегодно за счет взносов граждан собирается серьезная сумма — около 2 млрд рублей. Для того чтобы было понимание: на эти деньги можно отремонтировать 350–400 домов. Но для того, чтобы понять, сколько сил и средств нужно вложить конкретно в каждый, составить смету, понять максимально точные сроки выполнения всех работ, необходимо предварительно провести полную инвентаризацию всего жилищного фонда. А такой работы не проводилось. Сейчас ищем выход из этой ситуации.

— А как решен вопрос по ремонту многоквартирных домов в тех районах, где превалирует частная застройка?

— В этом году депутаты Законодательного собрания Приморья приняли решение, которое позволило нам решить эту действительно актуальную проблему для края. Сейчас все взносы жителей собираются на одном счете — как делает Пенсионный фонд, например. Да, учет идет по каждому дому, но сумма собирается, скажем так, в один котел. И потом уже оттуда средства направляются на те дома, которые сейчас нуждаются. Но у нас законом предусмотрен обязательный возврат средств. Смысл новой схемы: деньги не должны лежать без дела, а работать на благо всех жителей.

— Елена Александровна, если переключиться на дороги, то какова ситуация с ними?

— Всего в Приморье 6,7 тысячи километров краевых трасс. И 54 % из них не соответствуют нормативам качества. Сейчас все краевые дороги находятся в ведении «Примавтодора». До 2024 года общий объем финансирования только по одному проекту, направленному на совершенствование дорожной сети края, составляет более 12,5 млрд рублей. На эти средства будет отремонтировано 321,4 километра дорог регионального и местного значений, 81,4 из них — в этом году. Речь идет о национальном проекте «Безопасные и качественные дороги», который реализуется в Приморье уже третий год. За это время только во Владивостокской агломерации отремонтировано 190 километров трасс, благодаря чему удалось снизить количество проблемных участков дорог, на которых регулярно происходили ДТП. В 2019 году благодаря проекту отремонтируют еще 81 километр, потратив 1,8 млрд рублей.

— А что с мостами? Это тоже болевые точки для края?

— Да, другое важное направление по приведению в порядок дорожной сети Приморья — это ремонт мостов. Всего их в крае насчитывается 1611, 266 из них являются аварийными. В 2019 году по 29 мостам будет разработана проектно-сметная документация, по 23 идет обоснование инвестиций по уже готовым проектам. По плану работы в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2020 годы начнутся уже в этом году. Как ожидается, в теплый сезон рабочие зайдут на переходы через реки Осиновка, Лобога, Артемовка и Мельгуновка. А вот мосты в Крыловке, Кроуновке и Литовке уже совсем скоро будут сданы в эксплуатацию.

— А давайте поговорим о мусорном вопросе? Сейчас эта тема на самом деле на слуху. Неужели этот вопрос настолько важен и ему необходимо уделять столько внимания?

— Более чем важен. Это ведь вопрос и экологической безопасности, и экономики, в конечном счете, и той самой цифровизации городов. Раздельный сбор мусора, сортировка по фракциям и дальнейшая переработка отходов — это то, к чему мы должны прийти в обязательном порядке. Я надеюсь, что региональный оператор, который придет в край уже в ближайшее время, возьмет эти вопросы в свои руки.

— Елена Александровна, простите, что перебиваю, но как связаны мусор и экономика?

— Крайне распространенное недопонимание. А на самом деле на мусоре можно заработать. Точнее, на части фракций — есть же предприятия, которые готовы платить за определенные виды отходов. И под них бизнес готов открывать производства, лишь бы необходимые объемы обеспечивали. А это и налоги, и рабочие места.

Вообще вопрос цивилизованного вывоза мусора и обращения с ним — это тоже цифровая экономика, как ни странно. Ведь речь идет как о полной диспетчеризации каждой площадки и каждой тонны, когда водители специализированных машин отчитываются о каждом своем шаге, так и о том, чтобы уйти от несанкционированных свалок.

— Каким образом?

— Каждому предпринимателю будет приходить квитанция об оплате вывоза отходов. Он может не сдавать свой мусор в общую, скажем так, копилку, но платить придется. И таким образом мы просто убираем выгоду от нецентрализованного вывоза. И, возвращаясь к предыдущему вопросу, для того, чтобы обеспечить качественную сортировку, мы должны сделать практику раздельного сбора мусора привычной для каждого человека. В каждом дворе будут стоять минимум два контейнера — для твердых отходов и пищевых. Для начала это самое оптимальное количество, а уж сколько их будет в конечном счете — покажет время и количество предпринимателей, использующих разные сорта мусора для переработки.

Уже сейчас в Приморье под вторичное использование идут металл и картон. Начали проявлять интерес и стекольщики. Впрочем, все компании солидарны в одном: они готовы открывать в крае новые производства, но только в том случае, если будут обеспечены необходимые объемы. А сделать это можно только при абсолютной сортировке мусора. Над этим сейчас и идет работа.

— Мы сможем полностью уйти от захоронений ТБО?

— Хотелось бы, но нет. Но на самом деле, все не так страшно — сейчас совсем иные требования, которые в обязательном порядке включают в себя и очистные сооружения, и геомембрану, и гидроизоляцию. Кроме того, Росприроднадзор проводит очень жесткий контроль за выполнением всех нормативов экологического законодательства, и санкции к нарушителям более чем серьезны. Всего же в течение нескольких лет для модернизации утилизации и переработки бытовых отходов потребуется 8,5 млрд рублей.

№ 494 / Ольга ВОРОНИНА / 23 мая 2019
Статьи из этого номера:

​Последнее испытание

Подробнее

​Мосты прошлого и будущего

Подробнее

​ЛиТР, еще ЛиТР…

Подробнее