Авто

​Правому рулю дали отсрочку

Слухи о крахе дальневосточного авторынка вновь оказались преувеличенными

​Правому рулю дали отсрочку

Введение новой системы сертификации импортных автомобилей откладывается на год. Это значит, что дальневосточному авторынку можно пока не беспокоиться: по крайней мере, в этом году новых поборов и пробок на таможне не предвидится.

Напомним, ранее Росаккредитация сообщила о вступлении в силу с 27 января с. г. решения коллегии Евразийской экономической комиссии № 219 от 25 декабря 2018 года «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов…», согласно которому с 1 июля 2019 года должен был начать действовать межгосударственный ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные…». Если попросту, то с этого времени выпуску ввезенного из-за рубежа подержанного автомобиля в обращение предшествовала бы необходимость обойти новый административный барьер в виде обязательной проверки машины в аккредитованной испытательной лаборатории. Без этого нельзя было бы получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), что, в свою очередь, препятствовало бы оформлению ПТС — паспорта транспортного средства, без которого эксплуатация автомобиля запрещена.

Понятно, что эта новая процедура не была бы бесплатной. Таким образом, к импортной пошлине, утилизационному сбору и прочим обязательным платежам добавился бы еще один. Но проблема еще в том, что лаборатория, имеющая право проводить соответствующую проверку, на Дальнем Востоке пока всего одна и находится во Владивостоке (ООО «Серт-Лаб»). В день, по осторожным оценкам, она способна принять около полусотни автомобилей. Очевидно, этого недостаточно даже для Приморья, куда каждый месяц попадает свыше 5000 автомобилей, не говоря уже о других регионах Дальнего Востока, где тоже действуют таможни и куда тоже ввозятся машины из Японии, — Камчатка, Сахалин… Сама процедура проверки выглядела бы примерно так: автомобиль приходит в порт, затем его хозяин или импортер вызывает эвакуатор и везет машину в испытательную лабораторию, после чего возвращает транспортное средство на склад временного хранения и оформляет документы. «Процедура аккредитации лаборатории — дело дорогое и хлопотное. Представители отрасли говорят, что за последние пару лет в Приморье получить аттестат по всем требованиям Росаккредитации сумела лишь одна лаборатория. И то в «усеченном» варианте — с правом выдавать СБКТС только легковым автомобилям и мотоциклам. Помимо испытательных стендов лаборатория должна иметь прямую для разгона авто до 120 км/ч с полосой безопасности, ровную площадку для осмотра с допуском на 60 кв. м и прочее. Аттестация оборудования и персонала, по примерным подсчетам, начинается от 30 млн рублей, — сообщал автомобильный портал Drom.ru. — В основном нововведения ударят по правому рулю, поскольку у японских автомобилей нет VIN-номера, только номер кузова и рамы. При наличии VIN лаборатория может запросить у производителя одобрение типа транспортного средства, провести сравнительный анализ и выдать заключение о том, что вмешательства в штатную конструкцию не было. С «японцами» такой номер не пройдет — у них свои требования к безопасности и сертификации».

Неудивительно, что известие о скором вступлении в силу нового ГОСТа вызвало привычную легкую панику среди участников рынка. Появились обоснованные прогнозы о том, что дальневосточной автомобильной отрасли придется туго: по варианту-минимум — праворульные машины снова подорожают, по варианту-максимум — на таможнях начнется коллапс и светопреставление. Компании-импортеры советовали своим клиентам поспешить, чтобы ввезти автомобиль до вступления новых правил в силу.

Но вот буквально на днях стало известно, что очередной кризис на время откладывается: Евразийская экономическая комиссия перенесла введение нового ГОСТа еще на год. Причиной называется неготовность инфраструктуры. Для создания сети соответствующих лабораторий создана рабочая группа с участием представителей Росстандарта, Минпромторга, МВД, таможни, Росаккредитации, НАМИ. «Стандарт начнет применяться с 1 июля 2020 года, что позволит подготовить испытательную базу в странах ЕАЭС к проведению испытаний единично ввозимых в Союз автомобилей», — сообщил сайт ЕЭК.

С 1 июля также должен был быть запрещен ввоз в Россию праворульных микроавтобусов вместимостью больше восьми посадочных мест, самосвалов, манипуляторов и рефрижераторов. Но и эта мера теперь отложена на год.

Однако расслабляться все равно не следует: не мытьем, так катаньем дальневосточный авторынок год за годом «прижимают к ногтю». Дата очередного возможного кризиса — декабрь текущего года. К этому времени истечет срок действия утвержденного премьером Дмитрием Медведевым временного порядка ввоза в Россию подержанных автомобилей с правым рулем, согласно которому дальневосточники могут не устанавливать на импортируемые машины систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Что будет дальше — никто пока не знает.

№ 498 / Сергей ПАВЛОВ / 20 июня 2019
Статьи из этого номера:

​Правому рулю дали отсрочку

Подробнее

​По трапу в порт

Подробнее

​Андрей Рудалёв: Нужно преодолевать нигилизм!

Подробнее