Общество

​«Звезда» и «Мадонна»

Во Владивостоке завершил свою работу пятый ВЭФ

​«Звезда» и «Мадонна»

Ажиотаж, царивший в течение нескольких дней работы ВЭФа, потихоньку схлынул, предварительные итоги — в частности на традиционной пресс-конференции Юрия Трутнева — подведены, и теперь, как говорят подводники, можно осмотреться в отсеках.

Представляется, что события трех дней форума можно разделить на две категории: а) громкие акции, заявления, пресс-конференции, подписание документов, получившее широкое и многократное освещение в СМИ; б) события, вызывавшие крайне пристальный интерес у экспертов, но прошедшие (или сорванные) абсолютно незаметно для широкой публики. Поскольку о первых сказано и еще говорится чрезвычайно много, то, очевидно, в этих строчках лучше сконцентрироваться на вторых, оказавшихся, мягко говоря, в тени.

Именно к таковым стоит, пожалуй, отнести в первую очередь два явления. Первое — обязательный в последние годы визит российского президента Владимира Путина на строящуюся судоверфь «Звезда» в Большом Камне. В этот раз Путин пригласил с собой своего индийского коллегу Моди, ставшего на 5-м ВЭФе специальным гостем форума, однако именно по этой или какой-то другой причине информации о визите руководителя государства на «Звезду» крайне мало. Подчеркнем еще раз: в последние годы «Звезда» является едва ли не единственным и обязательным к посещению местом для российского президента. Стратегического значения стройки никто не скрывает, как никто не скрывает и скандалы, системно там возникающие. Буквально в дни работы форума местные информагентства опубликовали информацию о разрыве контракта заказчика строительства с очередным подрядчиком, а помощник президента Андрей Белоусов в сердцах заметил, что российских рабочих не хватает, поэтому и строят все китайцы.

Так и есть. Китайцы строят для нас верфь. Корейцы (южные) строят суда, чтобы мы «отверточным» методом дособрали их на «Звезде». А если учесть, что строительство верфи началось 10 лет назад, то нельзя не признать, что в данный момент гордиться, по большому счету, особенно нечем. В этой связи отсутствие информации о том, что делал Путин на «Звезде» (вовсе не секретном объекте), порождает исключительно предположения: может быть, разговор носил столь жесткий характер, что о нем предпочтительнее не рассказывать публично?

Не меньше предположений, слухов и кривотолков породили еще два мероприятия, связанные с едва ли не самой закрытой страной мира — КНДР. Накануне форума были анонсированы два события, напрямую связанные с представителями Северной Кореи: панельная дискуссия и открытие площадки для электронных торгов. В последние секунды — уже в разгар форума — оба мероприятия были последовательно отменены, что, естественно, не могло не вызвать многочисленных кулуарных обсуждений. Единственное, о чем мы твердо знаем по итогам форума и участию в нем северокорейской делегации, это о встрече этой самой делегации с вице-премьером и полпредом президента РФ на Дальнем Востоке Юрием Трутневым и министром по развитию ДВ и Арктического региона Александром Козловым (занятно, кстати, что среди нескольких вице-премьеров и десятков министров российского правительства, принявших участие в работе многочисленных секций, самый профильный министр, Козлов, нигде ни разу не был заявлен). Информация об этой встрече также крайне скупа, что, собственно говоря, даже и неудивительно.

Форум освещали более тысячи журналистов со всего мира, и в зависимости от стран-участниц (традиционная Япония или, скажем, свежеобретенная Индия) они придавали ему, что естественно, свои акценты. Что же касается местных, приморских журналистов, то среди них наибольший ажиотаж вызвала прошедшая днем 4 сентября секция под названием «Инвестиции в рыбную отрасль: что получилось и что делать дальше», в которой среди выступающих был заявлен бывший губернатор Приморского края Сергей Дарькин, являющийся одним из серьезных игроков на «рыбном» поле Дальнего Востока. Свежо в памяти его выступление на прошлогоднем ВЭФе, где Сергей Михайлович устроил небольшой перформанс, достав из кармана упаковку кальмара. В этот раз, однако, Дарькин был суров, его выступление было коротким и весьма резким, и большую часть работы секции он сидел молча, играя желваками. Ситуация в рыбной отрасли, связанная с очередным переделом квот, действительно непростая, и ждать здесь миролюбивого обсуждения, увы, не приходится.

Одной из самых интересных стала, как представляется, прошедшая 5 сентября секция «Законодательное обеспечение развития Арктики». Заполярье и его развитие в последние годы является одной из самых «модных» тем в России; тем более странным показалось, что секция не привлекла массового внимания СМИ. Между тем на ней говорились интереснейшие вещи. Так, например, губернатор одного из самых динамично развивающихся российских регионов — Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов в своем эмоциональном выступлении косвенно подтвердил тезис, о котором уже много раз писала «Новая»: Россия — слишком большая и сложная страна, чтобы управлять ею из федерального центра по единым стандартам — от Чукотки до Калининграда. «Мне, конечно, грех жаловаться, — сказал Артюхов, — потому что в России всего два региона, где инвестиции переваливают за триллион рублей — это Москва и ЯНАО. Но это вовсе не мешает мне говорить о творящемся абсурде, особенно в той области, которая называется безопасностью и охраной». И далее Артюхов привел несколько примеров. Дальний поселковый аэропорт, в котором выполняется два рейса в неделю и угрозу для которого даже теоретически могут представлять только песцы, но охранять который — согласно федеральному требованию — надо по стандартам Шереметьево. Школа в поселке, до которого час лету на вертолете или день по реке; на весь поселок есть единственный участковый, однако школу должны — опять же по федеральному стандарту — охранять отдельные силовики. Теперь директор школы получает ежемесячные предписания от надзорных органов, а может, вообще оказаться под судом. И, наконец, речной вокзал в регионе, где навигация (это же север) длится всего несколько месяцев, однако охранять вокзал нужно круглый год, на что уходят десятки миллионов рублей.

Понятно, что рассказанное губернатором ЯНАО, касается отнюдь не только Ямала. Любой дальневосточный губернатор может привести десятки подобных примеров абсолютно диких — по дальневосточным меркам — федеральных стандартов. Другой вопрос, что далеко не все рискнут об этом сказать; Москве, как известно, виднее…

Не менее интересным стало и выступление заместителя гендиректора Росатома, руководителя дирекции Северного морского пути, а также гендиректора Росатомфлота Вячеслава Рукши, который прежде всего попытался осторожно остановить всех делающих громкие заявления о том, что перевозки по СМП должны осуществляться исключительно под российским флагом. «Хотелось бы напомнить, — заметил Рукша, — о существовании базовых международных конвенций по судоходству, в которых твердо закреплено правило свободного прохода (ну да, мы ведь ходим и турецким Босфором, и между японскими островами), поэтому, по большому счету, ходить по Арктике может любой судовладелец».

Рукша, а также выступавший следом за ним президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов сделали акцент и еще на одном важном моменте: для дорогого арктического судостроения, а особенно столь специального, как ледокольное (в первую очередь атомное), необходимы «длинные» и дешевые кредиты; собственно, на этом базируются судостроительные программы во всем мире. У того же ледокола самый малый горизонт эксплуатации — 40 лет. Однако в силу известных причин от западных кредитных возможностей мы сегодня фактически отрезаны, а российские банки подобными финансовыми возможностями не располагают (или как минимум не предлагают). Планировать в этой ситуации олидные арктические судостроительные программы весьма сложно, подчеркнули Рукша и Рахманов.

Звездой ВЭФа на этот раз стала не стареющая голливудская красотка, а картина выдающегося представителя итальянского Ренессанса Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа». В отличие от светских львиц она не постареет никогда. Снобы скажут (и во многом они будут, безусловно, правы), что Боттичелли надо наслаждаться в галерее Уффици во Флоренции, а не в офисе Сбербанка, как это было на форуме. Но десятки тысяч наших земляков, особенно при нынешнем, вертикально падающем уровне жизни, вряд ли когда-нибудь окажутся во Флоренции; нынешняя же, поствэфовская экспозиция в Приморской краевой картинной галерее дает им такую, во многом уникальную возможность.

Другой вопрос — как выглядит мировой шедевр на фоне начисто разрушенных августовскими ливнями городских коммуникаций Владивостока. И на фоне бесконечных стенаний о нехватке денег на приведение столицы региона хотя бы в мало-мальский порядок. Здесь уж поневоле задумаешься о стоимости страхования, доставке и растаможке прекрасной «Мадонны»; по осторожным оценкам, улиц пять-шесть можно было привести в идеальный порядок, которого во Владивостоке отродясь не было…

Но, как говорят наиболее циничные наблюдатели, на ремонте бы деньги всяко украли, а так хоть шедевром полюбуемся.

И то правда.

№ 509 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 12 сентября 2019
Статьи из этого номера:

​«Звезда» и «Мадонна»

Подробнее

​Время крепости

Подробнее

​Гигант из океана

Подробнее