Авто

​Эра без «ГЛОНАССа»: временный, но порядок

Объемы импорта «япономарок» на Дальний Восток по-прежнему растут

​Эра без «ГЛОНАССа»: временный, но порядок

Несмотря на то что дальневосточный автомобильный рынок традиционно — уже далеко не первый десяток лет — потряхивает то от новых нюансов импорта, то от новых платежей, то от тревожных слухов, то от падения рубля, — Зеленый Угол, понимаемый в широком смысле, живет и сдаваться не собирается. В течение последних лет в зоне ответственности Дальневосточного таможенного управления наблюдается не то чтобы бурный, но зато постоянный рост объема импорта иномарок — главным образом по-прежнему японских и праворульных, хотя доля левого руля в регионе заметно увеличилась. Рекордных показателей десятилетней давности рынок, понятное дело, уже не достигнет, однако основания для осторожного оптимизма сегодня есть как у бизнесменов, так и у рядовых автомобилистов.

Как сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин, за девять месяцев 2019 года в регион в общей сложности ввезено свыше 82 тысяч автомобилей, что на 18 % выше аналогичного периода предыдущего года (около 69 тысяч «капотов»). В казну поступило таможенных платежей на впечатляющую сумму — свыше 25 млрд рублей (рост этого показателя составил 37 %). Для сравнения: бюджет Владивостока 2019 года составляет около 21 млрд рублей.

Основную долю автоимпорта составили легковые автомобили (в этой же категории учитываются и квадроциклы) — 77 328 единиц, что на 18 % больше, чем было импортировано в первые девять месяцев 2018 года. Грузовиков ввезено почти в полтора раза больше (3643 против 2510), ввоз автобусов, напротив, уменьшился на 21,8 % (с 1616 до 1263). Главным образом машины завозятся из Японии (82,2 %, а из легковушек — около 90 %), хотя в последние годы ощутимо выросла доля Китая (15,2 % от общего вала). На третьем месте — Республика Корея с 1,4 %.

Руководитель ДВТУ связывает продолжающийся рост объемов ввоза автотранспорта с так называемым временным порядком импорта подержанных легковушек для жителей Дальнего Востока — без обязательной установки системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»: «Раз дали свободу — без «ГЛОНАСС», то мыслят как: надо успеть это сделать (ввезти авто. — Ред.), потому что «ГЛОНАСС» — это дополнительные расходы, время и так далее. Это, мне кажется, основной посыл: надо успеть максимально сделать».

Срок действия временного порядка истекает 26 ноября. Пока еще нет полной ясности в отношении того, что будет дальше, но, вероятнее всего, временный порядок продлят еще на год. «Если говорить о том, что будет завтра — поскольку, вероятнее всего, ожидается продление, пока официально мы еще не получили такую информацию, — то, наверное, будет продолжаться рост», — говорит Юрий Ладыгин. 16 октября ту же позицию озвучил вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев: «Для жителей Дальнего Востока будет продлен временный порядок ввоза праворульных машин для собственных нужд (по одному авто в год без обязательной установки «кнопки». — Ред.) еще на год. Об этом меня неоднократно просили дальневосточники. Мы с коллегами прорабатываем этот вопрос на уровне правительства России».

Помимо «подвешенной» ситуации с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» у представителей автобизнеса есть и другой повод для тревог: предполагаемое повышение — уже с начала 2020 года — утилизационного сбора, уплачиваемого при импорте автомобиля. Правда, и на этот счет в последние дни появилась информация скорее обнадеживающего характера: возможно, сбор пока будет «заморожен» или же вырастет, но незначительно.

Большинство легковых автомобилей (58 тысяч, или 76 %) в рассматриваемый период было ввезено физическими лицами для личных целей. Однако здесь, как считают таможенники, присутствует лукавство со стороны самих импортеров или их брокеров. Нередко автомобили, фактически ввозимые юридическими лицами для перепродажи, оформляются на паспорта подставных физических лиц, чтобы таким образом снизилась сумма обязательных при «растаможке» платежей — давно известная по сухопутным погранпереходам и «челночной» приграничной торговле схема «помогаек», применяемая автокоммерсантами в несколько модифицированном виде. «Есть не очень хорошая тенденция. Таможенные органы Владивостока отмечают, что недобросовестные таможенные представители используют паспорта граждан, хотя гражданин даже не давал поручения купить ему машину. Как-то этими данными завладевают и приобретают машину, — говорит Юрий Ладыгин. — Мы сейчас над этим работаем, прокуратура над этим работает, правоохранение работает, нельзя так. Иван Иваныч и знать не знает, что на его имя ввезли машину. А завтра он захотел ввезти — ему говорят: нет, вы уже ввезли… Есть такая ситуация, работаем с этим».

С недавних пор зона ответственности ДВТУ расширена. В связи с тем что Забайкальский край и Бурятия стали частью ДФО, с 1 июля Дальневосточному таможенному управлению подчинены Бурятская и Читинская таможни, работающие на государственных границах России с Китаем и Монголией. «И в Улан-Удэ, и в Чите есть международные аэропорты, есть сухопутная граница, очень серьезные железнодорожные переходы, подается огромное количество транзитных деклараций, это добавляет нам ответственности, — рассказал Ладыгин. — Взять Забайкальский таможенный пост: огромный пункт пропуска, где в нормальном режиме 4–4,5 тысячи человек в сутки проходит, а в напряженном режиме — 5–6 тысяч человек. Кроме того, там разрешено двигаться на легковых автомобилях — пересекать границу как нам, так и китайским гражданам, что тоже накладывает определенный отпечаток. Выделены определенные средства, со следующего года Забайкальский таможенный пост будет модернизироваться, чтобы обеспечить нужный уровень. Мы надеемся, что и в Приморье в 2022–2024 гг. все будет модернизировано, будет работать как надо. Здесь наиболее перегруженный пункт пропуска — Пограничный, очень часто там работаем сверх нормы».

№ 515 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 24 октября 2019
Статьи из этого номера:

​Хунхузы* Японского моря

Подробнее

​Эра без «ГЛОНАССа»: временный, но порядок

Подробнее

​На сопках Маньчжурии

Подробнее