Общество

​Попались в маршрутную сеть

Автобусгейт: мэрия лишает владивостокцев общественного транспорта и популярных маршрутов

​Попались в маршрутную сеть

Проект новой маршрутной сети Владивостока вызвал настоящий взрыв в социальных сетях. Среди тысяч негативных откликов горожан практически невозможно отыскать положительный; пишутся петиции, обращения к городским и краевым властям, вал гневных комментариев измеряется гигабайтами… Редкое начинание власти встречало столь единодушное непонимание со стороны горожан. Повод задуматься мэру города Олегу Гуменюку: а стоит ли вводить схему в действие? Или лучше все-таки семь раз отмерить?

Новую схему вывесили на официальном сайте городской администрации. Все желающие, уточнила пресс-служба мэрии, могут внести свои предложения по электронной почте bus@vlc.ru (или через интернет-приемную на сайте мэрии) до 10 декабря. Потому что «время Ч» может наступить уже 1 января. Как говорится, «здравствуй, ёлка, Новый год»…

В управлении транспорта администрации Владивостока сообщили, что основой проекта оптимизированной (sic!) сети стало исследование пассажиропотока, проведенное ООО «Сити Транспорт Групп — Сибирь». Несмотря на название, фирма эта — из Петербурга. Согласно данным ЕГРЮЛ, она зарегистрирована в 2015 году, уставной капитал составляет 10 тысяч рублей, числится в ней один сотрудник (генеральный директор — Роман Юренев), прибыли нет — одни убытки. Почему привлекли именно эту структуру — непонятно: либо аукционные механизмы глубоко порочны, либо «это нога — у кого надо нога» (или не нога, а рога и копыта, если вслед за фильмом «Берегись автомобиля» вспомнить по другой ассоциации роман «Золотой теленок»). Стоимость исследования обошлась городу в 6,764 млн рублей. Кажется, здесь могут возникнуть вопросы не только у рядовых горожан…

Начальник управления транспорта Александр Иванов заявил: «После получения результатов исследования наши сотрудники приступили к составлению новой автобусной сети… Большую роль сыграли пожелания пассажиров». Последняя фраза, вероятно, носит чисто ритуальный характер и призвана успокоить общественность. Если изучить новую схему (что непросто: вниманию горожан предложен огромный маловразумительный Excel-файл с кучей странных картинок и цифр), возникают серьезные сомнения в том, что хоть один нормальный владивостокский пассажир мог такого пожелать. И почему-то кажется, что схема разработана человеком, не ориентирующимся в городе, далеким от местных реалий и уж точно не пользующимся общественным транспортом.

«Больше всех пострадают жители Эгершельда, БАМа, острова Русского, Океанской, Зари, Сафонова, 64-го и 71-го микрорайонов…» — пишут в интернете. Проще сказать, кто не пострадает. Явно не пострадает мэр.

Схемой предлагается ликвидировать 23 маршрута: № 2 (Луговая — Чкалова), № 7 (Шепеткова — 64-й микрорайон), № 13к (Луговая — Змеинка), № 17л (Карбышева — центральная площадь — Луговая), № 17т (Тухачевского — Семеновская), № 20 (проспект 100 лет Владивостоку — Багратиона — МФЦ Давыдова), № 23л (Больница ДВНЦ — центральная площадь — Луговая), № 29к (Воевода — Мини-ТЭЦ «Центральная»), № 39д (Сафонова — ж/д вокзал), № 41 (Семеновская — Чкалова), № 50 (автовокзал — Моргородок — Тухачевского — Героев Варяга), № 51 (центральная площадь — Дальхимпром), № 57 (Маяк — фуникулер — Толстого), № 59 (Маяк — Академическая), № 60 (Маяк — 1-я Речка — завод «Варяг»), № 62 (Маяк — Окатовая — Трудовая), № 75 (ТЦ «Тихоокеанский» — кампус ДВФУ — Приморский океанариум), № 78 (Волховская — Семеновская — Волховская), № 85 (Карбышева — фуникулер), № 85ц (Тухачевского — фуникулер — Суханова), № 90 (центральная площадь — Луговая), № 96 (Луговая — проспект 100 лет Владивостоку — Луговая), № 99 (Сельская — ж/д вокзал).

Взамен появится новый маршрут — № 5: Площадь Борцов Революции — Диомид — Окатовая — «Калина Молл» — Лазо — Площадь Борцов Революции. Маршрут № 45 (Угольная – Железнодорожный вокзал) удлинят: он будет ходить от Трудового до Маяка.

Нетрудно заметить, что некоторые районы окажутся попросту отрезанными. Скажем, остров Русский. На автобусе № 22 больше нельзя будет попасть на материк — теперь он соединит Канал, Поспелово и Парис. Востребованный маршрут № 29 будет ходить не в город, а только от Воеводы до Океанариума. Или взять район Чкалова, где и так не хватало автобусов № 41 и № 2, а теперь их упразднят. Правда, обещают, что автобус № 64, идущий с Тихой, теперь будет финишировать не на Академической, а на Чкалова. Но прямая связь с центром исчезнет. С Фанзавода на автобусе № 24 можно будет доехать только до Столетия, а не до центра или Луговой; «емаровский» № 28 будет ходить не в центр, а лишь до автовокзала; убираются почти все маршруты, идущие на Маяк; зато добавляется автобус до «Калины Молла» — видимо, новый торговый центр горожанам куда важнее?

Чтобы добраться из точки А в точку Б, горожанам в соответствии с новой схемой придется делать больше пересадок. Похоже, делается это с одной целью: чтобы человек платил за дорогу в один конец не 28, а 56 рублей. И еще 56 на обратном пути.

Автобусы не просто перераспределят по маршрутам: их общее количество предполагается уменьшить(!) на 163 единицы — с 705 до 542. В относительных цифрах сокращение автопарка составляет более 23 % — почти четверть!

Вот так мэр Гуменюк взялся за развитие общественного транспорта. Который, надо сказать, в городе и так функционирует плохо: на ряде маршрутов автобусов не хватает, уехать куда-либо после 21.00 крайне проблематично, автобусы простаивают (не только на конечных), ссылаясь на какой-то «график», трамваи и троллейбусы давно задушены, равно как и паромы, электричек тоже не хватает… Выходит, горожан побуждают больше пользоваться автомобилями, что только усугубит пробки? Ходить пешком, пересаживаться на такси? Пассажиров-то не станет меньше. Владивосток и так задыхается в пробках. Если с чем и нужно бороться, то не с количеством автобусов, а с излишней автомобилизацией, вводить выделенные полосы, думать о развитии общественного транспорта, современный трамвай, монорельс — что угодно. Новая же схема похожа на лечение головной боли методом гильотинирования.

Когда в конце сентября стоимость проезда выросла с 23 до 28 рублей (что составляет более 20 %; раньше тариф рос не так быстро — на рубль, на два…), нам говорили, что теперь автобусы станут комфортнее, водители — дисциплинированнее и т. д. Бог с ним, с комфортом, как говорится, не жили красиво — не стоит и начинать. Повышение цены тоже понятно — инфляция не стоит на месте, стоимость ГСМ растет; досадно, но никто против этого не протестует — все всё понимают. Но чем объяснить урезание востребованных маршрутов и рост количества пересадок, с учетом которого реальное повышение стоимости проезда оказывается куда радикальнее? Информационный взрыв не случаен и объясним; в памяти всплывает старинное слово «вредительство». Олег Гуменюк, похоже, решил переплюнуть своего предшественника Игоря Пушкарева, внедрившего (говорят, с подачи какого-то студента) одностороннее движение в центре города. Пушкарев давно в местах не столь отдаленных, а город по-прежнему мучается.

Приведем — с минимальной редактурой — несколько комментариев горожан из интернета.

«Я понимаю, когда добавляются маршруты автобусов, потому что город растет и старых маршрутов не хватает, но когда убираются! Как теперь с Эгершельда до Зари доехать или на Варяг? На трех автобусах? Вы там в «крузаках» вообще людей видеть перестали?»

«Мало того что в нашем городе после 21.00 не уехать, так еще и автобусы решили убирать… Надо, наоборот, добавлять. И почему бы не вернуть трамваи? Во всех городах России они ездят и никому не мешают. Я понимаю, что в нашем городе нет нормального хозяина, но зачем же усугублять?»

«Единственный город в России, где нет кондукторов. Мост перекрыли для пешеходов — мало. Уничтожили электротранспорт — мало. В любой район города теперь — с пересадкой».

«По всей видимости, под прикрытием этой «реформы» идет передел рынка автобусных перевозок во Владивостоке».

«Придумали 45-й… Ну кто от Маяка будет ездить на Угольную и обратно, ну пара человек… А на 60-й садились те, кто ехал в крайбольницу, кто ехал от крайбольницы в больницу рыбаков, в онкоцентр… «Позаботились» о больных».

«Деньги города потрачены впустую. Надо же такую хрень предложить. Полное непонимание ситуации с транспортом».

«Администрация пишет, что это делается для удобства людей, а какое тут удобство? Будем добираться на перекладных?»

«Это разделит город на части. Вторую Речку отделят от Эгершельда и Луговой».

«Советую мэрии взять на постоянную работу обычного таксиста без никакого образования, чтобы он вразумлял грамотных руководителей».

«Такое ощущение, что маршруты делали люди, которые вообще на общественном транспорте в жизни не ездили».

«Данный проект неприемлем. Оптимизация явно направлена на то, чтобы людям приходилось делать несколько пересадок, что сильно ударит по карманам. Также намного увеличит время, чтобы добраться до места. Многие важные густонаселенные районы города оставили просто без автобусов. Убрали востребованные маршруты, где автобусы всегда ходили полные пассажиров, провели ненужные изменения… Это прямое издевательство. Как придется добираться до работы, учебы, больниц, школ и кружков большому количеству населения, детям, старикам, людям, у которых нет машин? Потребуется сделать несколько пересадок, при этом еще нужно дождаться и влезть в переполненный автобус… Надо, наоборот, добавлять маршруты в отдаленные районы, где тоже живут люди, а не урезать существующие».

«Новая схема просто чудовищна. Под мэром и так кресло качается, а после таких изменений люди пойдут не то что на пикеты — на штурм мэрии. Как из Сибири изучать пассажиропоток во Владивостоке? Пусть этим занимаются местные специалисты».

«А потом власть удивляется — мол, чего это люди уезжают с Дальнего Востока. А вот поэтому и уезжают, что жить становится невозможно».

Если коротко, ситуацию можно описать так: было плохо — будет хуже.

Может, и правда, повременить, обсудить вопрос с местными экспертами (они есть, в том же ВГУЭСе, к примеру)?

К вопросу уже подключился губернатор Олег Кожемяко (не секрет, что мэр Гуменюк — его ставленник и бывший подчиненный). «Новая схема маршрутов должна быть глубоко и всесторонне обсуждена с жителями на сайте администрации, где поступающие предложения от граждан будут учтены и отработаны. И только потом внедрены в жизнь. Новая схема должна быть удобной для жителей Владивостока», — написал губернатор в фэйсбуке.


P. S. После поднявшегося шума в мэрии решили не горячиться. Начальник управления транспорта Иванов пообещал: новую маршрутную сеть введут в действие «не раньше второго квартала 2020 года». 

№ 520 / Сергей ПАВЛОВ / 28 ноября 2019
Статьи из этого номера:

​Попались в маршрутную сеть

Подробнее

​Простые истины

Подробнее

​Дорогие «японки»

Подробнее