Авто

Номера уходят по-черному

«Красивые» автомобильные номера в Приморье продают по 40–80 тысяч рублей

Возможно, в скором будущем «красивые» автомобильные номера (с одинаковыми буквами или цифрами) будут продаваться на аукционах — еще в сентябре соответствующий законопроект разработали в МВД. Но пока что продажа таких номеров идет неофициально, а значит, выручка поступает не в бюджет, а в чьи-то карманы. Между тем «человеку с улицы» получить красивый номер практически невозможно, пусть даже закон формально на стороне этого человека.

В распоряжении «Новой во Владивостоке» имеется любопытная переписка между жительницей Уссурийска Татьяной С. и различными правоохранительными ведомствами. 3 декабря 2009 года она сняла с учета свой «Марк-2» и подала в ГИБДД заявление с просьбой сохранить за собой госномер А888ХУ, чтобы прикрепить его на свой следующий автомобиль (нормативная база, а именно приказ МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г. о порядке регистрации транспортных средств, это позволяет). 22 января 2010 года Татьяна приехала в Уссурийскую ГИБДД ставить на учет новый автомобиль, однако оказалось, что номера уже переданы на утилизацию. Тогда С. обратилась к начальнику краевой ГИБДД Александру Лысенко. В краевой госавтоинспекции объяснили, что максимальный срок хранения номеров в подразделении ГИБДД составляет 30 суток, после чего они утилизируются (доводы С. о длительных новогодних каникулах никого не убедили). Изготовление же новых знаков, в том числе взамен утилизированных, проводится в рамках контрактов на поставку спецпродукции. На тот момент старый контракт был уже закрыт, а новый еще не заключен. Упрямая автомобилистка предложила изготовить номера за свой счет в известной всем фирме на улице Лесной во Владивостоке, однако понимания так и не добилась — даже после того, как был заключен новый контракт на поставку спецпродукции. «Учитывая вышеизложенное, рассмотрение поставленного в заявлении вопроса в настоящее время невозможно», — резюмировали представители Управления ГИБДД по Приморскому краю.

Похожий ответ получил и другой заявитель — житель Владивостока Л., который тоже хотел сохранить за собой красивый номер 007 со своей проданной «Целики». В ответе из краевой ГИБДД Игоря Ефименко приводились те же доводы и дополнительно сообщалось: «Номерные знаки… серий Т…ТТ, М…ММ, В…ВВ, О…ОО, Е…ЕЕ, Х…ХХ, М…ВК с кодом региона 25 выдавались регистрационными подразделениями ГАИ края до 2006 года. С 2007 года госавтоинспекция… перешла на выдачу… знаков с кодом региона 125». Далее — по тексту: «Учитывая вышеизложенное, рассмотрение… невозможно».

Все вроде бы понятно и логично, вот только имеющаяся практика идет вразрез со стройной аргументацией руководителей госавтоинспекции. Эта практика свидетельствует о том, что на самом деле все возможно, но не для всех и, видимо, не бесплатно. При желании номера восстанавливают, невзирая ни на истекшие 30 суток, ни на произведенную утилизацию, ни на заключенные или незаключенные контракты; по-прежнему выдаются даже регистрационные знаки с «устаревшим» кодом 25, что подтвердит любой имеющий доступ к соответствующей базе данных.

К примеру, раньше номер Т777ТТ25rus принадлежал некоему Г., а 16 января 2010 года он зарегистрирован на некоего Л.; М999ОО25rus, числившийся за Х., 11 марта 2010 года выдан автобазе ДВО РАН; Х333ХХ25rus, принадлежавший К., 30 апреля 2010 года зарегистрирован на Г.; принадлежавшие краевой администрации номера О100ОО25rus и О008ОО25rus (еще «наздратенковского разлива») весной 2010 года получили граждане Л. и П.; числившийся за «Владхлебом» М444ВК25rus получил некто П., а принадлежавший ВКХ «Юг Приморья» О070ОО25rus — некто Г., тоже весной текущего года. А вот и особенно популярные в Москве номера «Е…КХ» («еду как хочу»): большекаменский Е777КХ25rus был снят с учета еще в 2004 году, а в мае 2010 года обрел уже владивостокского хозяина. Та же история — с Е888КХ: снят с учета в Большом Камне в 2003 году, в августе 2010 года выдан владивостокскому жителю И. Подобных примеров с популярными сериями Т…ТТ, М…ОО, М…ВК — множество.  

Можно без труда отыскать (например на популярном сайте farpost.ru) объявления с телефонами типа «красивые номера, все операции с документами в ГИБДД, оформление распилов». Казалось бы, налицо выход на неких коммерсантов, связанных с коррупционерами в погонах, — не бесплатно же они предлагают эти номера? Но никому, похоже, это не интересно. В ответе из краевой прокуратуры на обращение вышеупомянутой С. говорится, что ее предположения «о возможных коррупционных проявлениях» направлены начальнику УВД края, а «оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется».

«Черная» продажа красивых номеров действует в Приморье (да и повсеместно по стране) давно. Все про эту практику знают, но делают вид, что «блатные» номера выдаются в случайном порядке и не дают никаких преимуществ на дороге. Хотя очевидно, что не случайно же «крутым» достаются «крутые» номера, а «лохам» — «лоховские». Существует неофициальный прейскурант на различные услуги, связанные с обращением в органы милиции. Если техосмотр (наиболее скромная и ходовая услуга) обходится примерно в 7 тысяч рублей, то «легковые» права — в 55 тысяч (срок — две недели). И так далее: прописка, помощь в получении кредита, медкомиссия на оружие, загранпаспорт… «Зеркальный» номер (например 565) с обычными буквами стоит 5 тысяч рублей, с тремя одинаковыми цифрами — уже 35 тысяч, серий М…ММ, О…ОО, В…ВВ, Е…ЕЕ, Х…ХХ, М…ВК — от 40 тысяч. Что-то подсказывает, что даже в случае введения аукционов некоторые номера, например те же М…ВК, в свободную продажу не поступят, а будут по-прежнему реализовываться вчерную.

В редакции имеется копия еще одного крайне любопытного документа — рапорта, поданного в конце августа одному из руководителей милиции Владивостока подполковником из краевой ГИБДД. Последний утверждает: «Сотрудниками ГИБДД УВД по Приморскому краю организована торговля регистрационными знаками с буквенной символикой М…ММ, В…ВВ, О…ОО, Е…ЕЕ, Х…ХХ, М…ВК. С тремя одинаковыми цифрами (например М999ВК) сумма денежного вознаграждения достигает от 40000 до 80000 рублей». Автор просит разобраться и принять решение в соответствии с законом. Чем закончится история с этим рапортом — неизвестно, но говорят, что подполковнику уже настоятельно посоветовали уволиться из органов.

№ 62 / Авченко Василий / 02 декабря 2010
Статьи из этого номера:

Время — категория политическая

Подробнее

Другое Приморье

Подробнее

Мы их теряем

Подробнее