Авто

Новогоднее праворульное похмелье

Над правым рулем снова нависла угроза запрета

Новогоднее праворульное похмелье


В последние дни 2010 года популярнейший у любителей японских автомобилей сайт Drom.ru забил тревогу. Оказывается, еще в середине ноября на сайте Росстандарта появилась новость о разработке нового технического регламента колесных транспортных средств. Проектом этого документа, необходимость принятия которого связана с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, предлагается запретить ввоз в РФ праворульных авто.

Казалось бы, только что, а именно в сентябре 2010 года, вступил в силу документ с аналогичным названием — техрегламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный премьер-министром Путиным. Первоначально в его тексте содержались пункты, способные прекратить импорт в Россию «праворулек» (например, из-за отсутствия у таких авто VIN-номера), однако после протестов общественности эти положения удалось из текста регламента исключить. Буквально в декабре 2010 года глава Минпромторга РФ Виктор Христенко подтвердил, что запрета правого руля не будет по той причине, что «проблема подержанных автомобилей на сегодняшний день урегулирована за счет уровня таможенных пошлин, которые существуют. И, несмотря на определенный рост числа ввезенных автомобилей за 2010 год, это количество остается локальным и территориально ограничено Дальним Востоком». Кстати, еще летом в ходе своего дальневосточного тест-драйва «Лады-Калины» Владимир Путин дал понять, что пошлины могут в перспективе еще вырасти. Все это могло означать, что рынок праворульных авто, конечно, не вернется к рекордным показателям 2008 года, но хотя бы останется на каком-то стабильном, пусть и сравнительно скромном уровне.

Однако, как оказалось, появление Таможенного союза вызвало необходимость разработки нового техрегламента. Союз предполагает формирование единого таможенного пространства, тогда как в Казахстане ввоз правого руля запретили еще в 2007 году. Выходит, теперь надо либо Казахстану отменять запрет, либо России — вводить.

Все эти соображения и опасения отнюдь не новы. Еще в июне прошлого года представители Дальневосточного таможенного управления говорили на пресс-конференции, что создание Таможенного союза угрозы российской праворульной культуре не несет. Казахстанские СМИ в тот же период сообщали со ссылкой на свое МВД, что власти республики готовы отменить ограничение на импорт праворульных транспортных средств, но при этом ввести запрет на их регистрацию и эксплуатацию внутри страны. При реализации такого сценария для жителей Казахстана фактически ничего не меняется (ввозить правый руль по-прежнему никто не будет), зато с формальной точки зрения соблюдаются все условия Таможенного союза: импорт «неправильных» машин де-юре разрешается во всех государствах, входящих в союз.

Но «получилось как всегда». Судя по последним новостям, чиновники решили унифицировать законодательство другим способом (а может быть, просто воспользовались Таможенным союзом как поводом запретить надоевший правый руль). И решили ввести новый техрегламент. «Все, как обычно, делается втихушку, под конец года. Общественности оставили два месяца на размышления. Подать свои возражения в Росстандарт можно только до 14 января 2011 года. А потом все — техрегламент примут как есть», — комментирует Drom.ru.

Изучение текста проекта регламента оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, «запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью». С другой стороны, «государство единого экономического пространства может разрешить выпуск в обращение на своей территории таких транспортных средств». Формулировка крайне туманная и тревожная: может разрешить, но может и не разрешить, то есть не обязано разрешать. «Если что-то запрещенное можно разрешить, то вероятность этого весьма мала», — делает вывод Drom.ru. Инициативная группа автомобилистов, вероятно, успеет до 14 января подать проект поправок регламента, однако прислушается ли к ним федеральный центр — неизвестно. Если не прислушается, то ввоз праворульных машин с момента вступления регламента в силу прекратится, а эксплуатация, хочется надеяться, продолжится — вплоть до того дня, пока «японки» не умрут своей смертью.

С одной стороны, мы все это проходили — и не раз, и не два. Подобные запретительные инициативы потом «рубились», что подавалось либо как милость Москвы, либо как победа гражданского общества. Не раз при этом решались те или иные пиар-задачи (в частности, мэр Владивостока Игорь Пушкарев непосредственно перед выборами, еще будучи членом Совета Федерации, «утрясал» больной вопрос с сенатором Владимиром Федоровым, считающимся одним из руководителей антиправорульного лобби). В итоге запрет не вводился, но повышались таможенные пошлины, что воспринималось как меньшее зло. Основной удар по рынку наносился именно таможенно-тарифным регулированием, а не так и не реализованным запретом (более того, слухи о запрете лишь подстегивали спрос, объективно играя на руку автокоммерсантам). По этому сценарию дело может пойти и сейчас.

С другой стороны, общее закручивание гаек заставляет предположить, что когда-то ввоз правого руля могут и прикрыть. Причем что-то подсказывает: если сейчас объявят, скажем, о запрете ввоза «японок» с какого-то времени (не с завтрашнего дня), былых многотысячных митингов на центральной площади и перекрытий Некрасовского путепровода уже не будет. Кому-то протестовать надоело, кого-то запугали или купили, кто-то получил прививку омоновской дубинкой еще в декабре 2008-го. Кстати, сама дата сообщения о разработке нового регламента служит косвенным подтверждением вероятности второго сценария: информация появилась накануне Нового года, когда новые данные воспринимаются с трудом. К тому же предложения по корректировке принимаются до 14 января, а до 10-го страна погружается в глубокий сон.

Под текст

Тревожное известие реанимировало давнюю идею установки во Владивостоке памятника правому рулю. «Идея нашла живой отклик в интернете, но никто не взялся за ее реализацию, и она затухла… Сейчас в правительстве опять планируются мероприятия по запрету правого руля, думаю, что на фоне этого было бы неплохо все же реализовать ее, — считает активист движения «ТИГР», коммунист Артем Самсонов. — Цель памятника — воодушевлять народ на отстаивание своего права выбора: на какой машине ездить без оглядок на то, с какой стороны у нее руль. Памятник правому рулю должен стать таким символом, каким в Нью-Йорке является статуя Свободы. Самым удачным местом во Владивостоке мне видится район Зеленого Угла. Спонсоры, я думаю, вполне могут найтись среди компаний, занимающихся автомобилями, запчастями, колесами, авторемонтом».

№ 67 / Авченко Василий / 13 января 2011
Статьи из этого номера:

Будем вместе в наступившем году!

Подробнее

Новогоднее праворульное похмелье

Подробнее

Непроходимые болванки

Подробнее