Авто

Ввоз и ныне там

Импорт «праворулек» продолжается с переменным успехом

Если 2008 год в силу ряда причин ознаменовался историческим пиком ввоза японских подержанных автомобилей на Дальний Восток России, то 2009-й стал пиком отрицательным: финансовый кризис и повышенные пошлины сделали свое дело. В 2010 году ситуация начала потихоньку выправляться, но рекордного уровня 2008 года объемы импорта правого руля не достигли и, видимо, уже не достигнут. Если и можно говорить о «преодолении кризисных явлений», то таможенные пошлины остаются столь же высокими.

«Абсолютную цифру сейчас не скажу, но процент помню четко: относительно 2009 года общий объем импорта автомобилей в 2010 году вырос более чем в два раза, но мы еще не дошли даже до 50-процентного уровня от показателей 2008 года, — сообщил корреспонденту «Новой во Владивостоке» начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Сергей Пашко. — Наверное, здесь сказывается в целом общее увеличение пошлин. Почему-то все говорят: таможня подняла пошлины… Таможенная служба не поднимает пошлины! Мы здесь солдаты, бойцы, которые реализуют решения, принятые правительством».

Согласно одному из пресс-релизов ДВТУ, в 2008 году дальневосточными таможнями было оформлено всего 534600 транспортных средств (включая авто-, мото- и грузовую технику), тогда как в 2009-м — только 82245. Там же сообщалось, что «такая статистика складывается в связи с протекционистскими мерами правительства России», но никак не в меньшей степени на эту картину повлиял финансовый кризис. В 2010 году импорт автомобилей стал постепенно расти (например, по данным за первые семь месяцев прошлого года, на Дальний Восток ввезено в общей сложности 75472 транспортных средства, что на 40 % больше аналогичного периода 2009 года). Можно также говорить об изменившейся структуре автомобильного импорта: теперь больше ввозят мало- и микролитражек, а мощные джипы предпочитают ввозить «распилами».

Насколько долгоиграющими окажутся фиксируемые сегодня тенденции — пока неизвестно. В конце декабря 2010 года был опубликован проект нового технического регламента для государств, входящих в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Одно из положений проекта предусматривает запрет на выпуск в обращение праворульных автомобилей, что вызвало резко негативную реакцию в среде поклонников подержанных «японцев». «В проекте нового техрегламента этот вопрос поднимается, но тяжело говорить о проекте: что будет утверждено — то мы и будем исполнять», — сказал по этому поводу Сергей Пашко, добавив, что он «великолепно понимает», как возможное нововведение может быть воспринято на Дальнем Востоке.

Начальник ДВТУ также сообщил, что таможня включилась в борьбу с «распилами» — автомобилями, ввозимыми из Японии по частям, а в России свариваемыми вновь. Ранее о своем повышенном внимании к «распилам» сигнализировали и транспортная прокуратура, и начальник ГИБДД Приморского края Александр Лысенко. «Таможня оформляет эти «распилы» как части автомобилей, это соответствует товарной номенклатуре. Что происходит дальше, мы с вами знаем: из этих частей появляется автомобиль. При этом ПТС (паспорт транспортного средства. — Прим. В. А.) таможенные органы не выдают, — подчеркнул Сергей Пашко. — Так как основной объем идет по Приморью, мы подготовили совместное соглашение, обсуждаем этот вопрос с начальником УВД по Приморскому краю Андреем Николаевым в том плане, что мы будем максимально давать всю информацию по таким частям, которые оформляются. Чтобы они на своем уровне могли не допустить их последующей регистрации, например по иным ГТД (грузовая таможенная декларация. — Прим. В. А.). Либо по поддельным ГТД, либо под те ГТД, по которым оформлялось другое транспортное средство, «подкладывают» этот «конструктор».

№ 69 / Авченко Василий / 27 января 2011
Статьи из этого номера:

«Газпром» и дровишки

Подробнее

Медленно и неправильно

Подробнее

Январские протесты

Подробнее