Общество

Права и бесправие

Очередное приморское ноу-хау:чтобы получить допуск к экзамену в ГИБДД, нужно доплатить «дяде»

В течение последнего года сдать во Владивостоке экзамен на получение водительского удостоверения стало не в пример сложнее, чем раньше. Одни выпускники автошкол говорят о том, что их специально «валят», другие указывают на то, что практически невозможно стало даже получить допуск к экзамену в ГИБДД. Окончив курсы в автошколе и благополучно сдав внутренний экзамен, человек идет в ГИБДД, но там его ставят в такую очередь, что приходится ждать несколько месяцев, за которые навыки, полученные на курсах, нередко утрачиваются. Все эти жалобы можно было бы списать на нерадивость самих учеников, если бы не их массовый характер и не тот факт, что ситуация приобрела критический характер именно в последний год, тогда как раньше все было, в общем, нормально.

Более того, к весне 2011 года стало ясно: имеет место не просто обычная для ГИБДД волокита, а грамотно выстроенная бизнес-схема, явно разработанная не без участия людей с большими погонами. Эта технология была ранее обкатана на техосмотре и регистрационных процедурах: когда законным (практически бесплатным, если не считать символической госпошлины) путем получить госуслугу сложно или почти невозможно, из кустов появляется «рояль» в виде предпринимателя, предлагающего заплатить ему несколько тысяч рублей и ускорить решение вопроса. Де-юре этот предприниматель не имеет к ГИБДД никакого отношения, но фактически действует в тандеме. Примерно то же самое происходит и с правами, причем если в отношении техосмотра или поборов «эвакуаторщиков» наконец поднялся шум и начали возбуждаться уголовные дела, то здесь недовольство, выплескивающееся за пределы автошкол и ГАИ, пока не достигло критической отметки.

Происходит следующее: в прошлом году в экзаменационном подразделении краевой ГИБДД (будем по старинке называть это подразделение МРЭО, хотя название данной структуры то и дело меняется — в отличие от принципов работы) была искусственно создана огромная очередь из выпускников автошкол — пришлось даже вводить квоты по максимальному количеству выпускников от каждой автошколы. В результате для огромного числа людей дождаться экзамена стало просто нереально, не говоря уже о тех, кто не сумел сдать на права с первого раза. А с начала 2011 года прямо в здании МРЭО обосновались некие люди, действующие от имени «ИП Коробова Н. А». Они берут с желающего 3000 рублей за «консультационные услуги» (причем в договоре не указаны ни реквизиты, ни адрес загадочного ИП), после чего тот получает допуск к экзамену. Это, правда, еще не гарантия успешной сдачи: провалишь — плати снова или ходи пешком. Процент успешно сдавших экзамен с первого раза во Владивостоке резко уменьшился, и все большее число людей предпочитают попросту купить права на черном рынке — не без участия, опять же, недобросовестных лиц в погонах, которые ввиду происходящего увеличили свои расценки примерно вдвое.

В ГИБДД в ответ на все вопросы, что называется, переваливают с больной головы на здоровую: мол, дело в том, что автошколы готовят слишком много учеников, их подготовка слабая, а инспекторов не хватает. Однако в самих автошколах ничего не изменилось: преподаватели те же, база та же. Что касается мнимого недостатка в инспекторах, то почему-то после уплаты трех тысяч непонятному ИП эта проблема чудесным образом исчезает. Слабая надежда остается только на то, что прокуратура, разобравшись с техосмотром и эвакуаторами, примется и за эту ситуацию. Так что можно посоветовать гражданам, недовольным сложившейся практикой, усиленно писать соответствующие заявления — ведь капля долбит камень не силой, но частым падением.

№ 85 / Кузьмичев Егор / 19 мая 2011
Статьи из этого номера:

День кедра и леопарда

Подробнее

Права и бесправие

Подробнее

Джек Мэтлок:Желающим инвестировать в Россию советую читать Лескова!

Подробнее