Авто

«Зеленка» не сдается

Ввоз праворульных автомобилей постепенно растет

«Зеленка» не сдается


В 2011 году объем импорта автомобилей через таможни Дальнего Востока (понятно, что в первую очередь речь идет о японских подержанных машинах с правым рулем) заметно вырос. Об этом сообщил на пресс-конференции начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко.


Провальным с точки зрения автоимпорта был 2009 год — первый год по новым, более высоким пошлинам. Затем рынок начал постепенно восстанавливаться, хотя понятно, что он не может вернуться к рекордным показателям 2008 года. С другой стороны, заметно изменилась и структура импорта: увеличилась доля «свежих» и малолитражных машин, снизился ввоз кузовов для оформления «конструкторов» (по словам Сергея Пашко, сегодня кузова ввозятся в основном для промышленного производства — для компании «Соллерс-ДВ», а импорт кузовов физическими лицами и ИП не превышает 3 % от общего объема).

В общей сложности (с грузовиками и автобусами) в 2011 году ввезено более 190 тысяч автомобилей, тогда как в 2010-м — 138 тысяч, а в 2009-м — всего 60 тысяч.  

— Несмотря на довольно активно продвигаемую в СМИ кампанию о том, что ситуация ухудшается, статистика говорит об обратном: если сравнивать последние три года, то относительно 2009 года ввоз автотранспорта, в том числе подержанного, вырос в три раза, — констатирует Пашко. — Если говорить об основной позиции (легковые автомобили), то в 2009 году их ввезли 55849, в 2010-м — 122447, а в 2011-м — 151025.

О возможном дальнейшем ужесточении таможенных пошлин пока ничего не известно. Напротив, в связи с вступлением России в ВТО, говорит Пашко, «ставки пошлин будут двигаться к уменьшению, и если говорить о ввозе автотранспортных средств, они снизятся с 25 до 15 %, хотя и в течение довольно продолжительного периода».

Психоз, связанный с аварией на АЭС «Фукусима» и импортом «фонящих» автомобилей, похоже, сошел почти на нет. О выявлении радиоактивных машин-«светлячков» в последнее время не слышно, хотя отдельные «светящиеся» запчасти попадаются.

— С момента этой трагедии мы уделяли самое пристальное внимание радиационному контролю. Все пункты пропуска оборудованы соответствующими средствами — прежде всего это комплексы «Янтарь» плюс переносные средства. Действительно, на конец 2011 года зафиксировано более 500 фактов. Мы сразу информировали Роспотребнадзор, который принимал решение о возможности ввоза, о необходимости проведения дезактивации либо о запрете ввоза на территорию РФ. Ввоз был разрешен примерно в 50 % случаев, — рассказал начальник ДВТУ. — В последние месяцы появились факты ввоза запчастей, поэтому мы сейчас ориентируем наши таможни. Дело в том, что, когда они ввозятся в контейнере, общий фон контейнера — нормальный. Поэтому необходимо его вскрыть и переносными средствами еще раз проверить. С начала года таких контейнеров выявили уже два, оба на Находкинской таможне.

В 2011 году подержанные покрышки были приравнены к промышленным отходам, из-за чего ввозить их стало невыгодно. Это вызвало недовольство среди соответствующих предпринимателей и автомобилистов, предпочитающих новым покрышкам более дешевые — подержанные японские. Однако, как сообщил Сергей Пашко, данная норма отнюдь не закрывает импорт подержанных покрышек полностью: опять же Роспотребнадзор дает заключение о том, являются ли конкретные покрышки отходами или их еще можно использовать по прямому назначению. В последнем случае колеса можно импортировать.

ПОД ТЕКСТ

C 13 февраля импорт металлолома с Дальнего Востока должен производиться только из Магадана — соответствующее постановление подписал премьер-министр Владимир Путин (см. публикацию «Железные аргументы» в предыдущем номере «Новой во Владивостоке»). Экспортеры лома опасаются, что они понесут убытки в силу очевидных логистических трудностей, и напоминают, что аналогичное решение по Петропавловску-Камчатскому, принятое несколько лет назад, в итоге было отменено в судебном порядке. Отвечая на соответствующий вопрос, Сергей Пашко заявил, что объяснять логику правительственного решения не вправе: «Мы выполняем распоряжения». Пашко пояснил: «Декларирование может происходить в любом таможенном органе, а местом убытия товаров данной категории определен порт Магадан, Магаданская таможня… На сегодня Магаданский морской порт готов к этим функциям, есть возможности контроля вплоть до необходимости проведения досмотровых операций. Параллельно с этим ожидаем определенной деятельности участников ВЭД, направленной на недостоверное предоставление сведений: сейчас у нас резко возрастет объем «б/у оборудования», «рельс» и так далее. Тем не менее еще раз хочу подчеркнуть: к декларированию во всех таможенных органах и к контролю в месте убытия мы готовы». На вопрос о том, не придется ли проходить досмотр дважды, например во Владивостоке и потом в Магадане, Пашко ответил: «Может быть всё, но я думаю, что эти случаи будут единичными. Если такое возникнет, это будет… касаться конкретной поставки и конкретных ее условий. Системы здесь нет, есть определенный перечень критериев, которые в своей совокупности могут привести к необходимости проведения досмотровых операций. Но к этому мы готовы и постараемся все-таки минимизировать, понимая, скажем так, актуальность ситуации».

№ 121 / Авченко Василий / 02 февраля 2012
Статьи из этого номера:

«Зеленка» не сдается

Подробнее

Потеря лица

Подробнее

Пушкарев «закошмарил» бизнес

Подробнее