Место событий

Грохот салютов и камнепадов

Объекты саммита строились без оглядки на специалистов

Грохот салютов и камнепадов


На саммитовской трассе Седанка — Патрокл, которую руководители строительной компании и деятели из администрации Приморья позиционировали как самую современную, снова грохочут камнепады. Еще летом этого года после обычного дождика на этой трассе произошла деформация покрытия, часть дороги камнепадом обрушилась на гаражи. В сентябре ее снова пришлось закрыть, в чем видится позор как самой ситуации, так и ее организаторов.

Мне по роду своей специальности приходится заниматься изучением опасных природных процессов, особенно геолого-геоморфологических (камнепадов, оползней, селей, лавин и других). Поэтому, когда по ТВ показали еще первый видеосюжет с обрушением, опытный взгляд сразу же выхватил грубые ляпы прежде всего в проектировании дороги: вопиюще крутые откосы, а также сетка габионов, поднимающаяся на высоту явно более 10 метров. Для меня очевидным был непрофессионализм проектантов. Они обязаны были спроектировать откос более пологим. Опора на габионы явно отдавала авантюрой, так как сами габионы способны сдержать давление грунта при высоте откоса до 4–6 метров (в зависимости от ряда природных условий), но не при данной высоте, когда на тонкую сеточку оказывается давление тысяч тонн водонасыщенного грунта.

В июне после первого обвала строители лепетали по ТВ о том, что, мол, дорога пока не принята в эксплуатацию, а значит, недоделки будут устранены. С моей же точки зрения, уже тогда просматривались не какие-то там мелкие недоделки, а грубые просчеты, недостойные профессионалов. Уже тогда я с тревогой подумал: а что будет с этой хваленой трассой после настоящего тайфуна? И вот уже сентябрьские телесюжеты — с камнепадами, оползнями и даже водопадами. И снова очевидны грубые промахи в проектировании: излишне близкое к дороге, а потому опасное расположение скальных откосов, значительная крутизна этих откосов, которая провоцирует камнепады, плохо продуманная система водоотведения на случай выпадения значительного количества осадков. Проектантов сразу же должна была насторожить высокая трещиноватость горных пород, которая повышает вероятность проявления опасных гравитационных процессов.

Спрашиваю у своего коллеги, заслуженного эколога России, доктора геолого-минералогических наук Бориса Преображенского: обращались ли строители и проектировщики в Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, где сконцентрированы известнейшие не только в регионе, но и в России специалисты по геолого-геоморфологическим процессам? Его ответ: «Даже и не думали. Да и зачем им это, если главное — попилить бюджетные деньги…»

Кто-то может спросить и меня: «Где же ты был раньше?» Обратитесь к моей статье в газете «Утро России» от 17.01.2008 года, где я пытался привлечь внимание организаторов саммита к разработкам наших специалистов.

Есть и другие факты. Например, «озеро», образованное у нового хваленого аэровокзала — очередное доказательство просчетов строителей, не предусмотревших рассчитанного на экстремальное выпадение осадков стока. Прорыв канализации в кампусе ДВФУ уже во время саммита и другие сюрпризы свидетельствуют о системном сбое и кризисе управления. Но зато власть через карманные СМИ успешно занимается самовосхвалением, а также устройством помпезных салютов, хорошо отвлекающих простодушных граждан от назревших проблем. Узнав о том, что стоимость всей этой пальбы составляет почти 300 млн рублей, я с горечью подумал: это сколько можно было осчастливить семей, переселив их из аварийного жилья? Но разве способна понять эта власть чаяния людей, прозябающих в трущобах?

№ 155 / Юрий Наумов / 27 сентября 2012
Статьи из этого номера:

Битва за мандат

Подробнее

Грохот салютов и камнепадов

Подробнее

C перенапряжением, затратно и неэффективно

Подробнее