Экономика

Газуем на Восток

«Газпром» планирует построить в Приморье завод по производству СПГ — один из самых современных в мире


ОАО «Газпром» приступило к реализации проекта строительства



завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Приморском крае. Это



будет второе современное предприятие подобного уровня в России. Первое —



производственный комплекс «Пригородное» — успешно действует на Сахалине, где в



рамках пресс-тура и побывала большая группа приморских журналистов.

Факел «под газом»

Для приморских журналистов, переживших отмену вечернего рейса и практически бессонную ночь в аэропорту Владивостока, в жесткой системе пропуска на предприятие все-таки было сделано одно исключение — гостей на всякий случай решили не подвергать обязательной проверке на алкотестере. Все остальное строго по правилам. После подробного инструктажа перед въездом в производственную зону массово сдаются все потенциально опасные предметы, которые могут «дать искру». То есть вся электроника, включая сотовые телефоны. Режим безопасности здесь предельно жесткий.

Гореть здесь должен только факел, который называют ключевым элементом системы безопасности завода СПГ. Избыточный газ постоянно подается на высоту 125 метров и воспламеняется с помощью «пилотной горелки». Факел играет роль предохранительного клапана в сложном технологическом процессе. И если он постоянно горит, значит, на заводе все в норме. Еще одна важная причина сжигания газа — на окружающую среду оказывается гораздо меньшее воздействие по сравнению с выбросами невоспламененного углеводорода.

Ведущий инженер завода Михаил Шиликовский сверяет свой рассказ с данными газоанализатора. Прибор наглядно показывает, что на территории предприятия, как и на соседнем пляже с купающимися горожанами, — исключительно свежий морской воздух.

— Так и должно быть, у нас произ¬водство замкнутого цикла. Кроме того, наш газ очень чистый, в нем практически нет никаких примесей. А те, что есть, мы извлекаем и утилизируем без проблем, — комментирует Михаил. — Это подтверждено многочисленными исследованиями в заводской лаборатории — на месторождениях проекта «Сахалин-2» очень чистые и нефть, и газ.

Производс твенный комплекс «Пригородное» состоит из завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминала отгрузки нефти (ТОН). Он занимает 490 гектаров на побережье Анивы в 15 километрах от Корсакова. Залив зимой не замерзает и является идеальным местом для отгрузок нефти и СПГ.

Для сжижения газа используется технология двойного смешанного хладагента. На сегодня она считается самой передовой в мире и специально разработана для сахалинского завода по производству СПГ, чтобы обеспечить максимальную эффективность производства в условиях холодных зим.

Пройдя под давлением 800-кило¬метровую дистанцию почти через весь Сахалин, с севера на юг, природный газ поступает в «Пригородное». Его сжижение проводится на двух технологических линиях производительностью 4,8 млн тонн СПГ в год каждая. Газ очищается от примесей и охлаждается до минус 50 градусов, благодаря чему более тяжелые углеводородные молекулы отделяются от молекул метана. После этого чистый природный газ «замораживается» до минус 160 по Цельсию. В результате он сжижается и уменьшается в объеме в 600 раз, что делает возможным его морскую транспортировку.

Дальше жидкое топливо поступает в «термосы» — два огромных цилиндрических резервуара объемом в 100 тысяч тонн и высотой в 32 метра. На суда оно попадает через специально построенный причал, длина которого составляет более 800 метров.

— Сейчас наш завод работает на полную, даже сверхпроектную мощность. За последний год мы произвели 10,9 млн тонн СПГ, — уточняет Михаил Шиликовский. — Так как завод находится в сейсмоопасной зоне, построен он по такой технологии, чтобы выдержать землетрясение в девять баллов.

Голубой ручей

Вопросы технологической безопасности и сохранности окружающей среды, пожалуй, основные, которые волнуют общественность Приморья в связи с реализацией проекта «Владивосток — СПГ». На Сахалине через это уже прошли, на острове, наоборот, «давят» теперь на «Газпром» по открытию третьей линии комплекса «Пригородное».

— Надзор со стороны общественности во время строительства завода СПГ на Сахалине был принципиальный. Мы выходили на улицы, на дороги, митингуя в защиту окружающей среды. Но наши страхи не подтвердились, — рассказывает председатель правления общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин. — Сейчас, конечно, совсем другие впечатления — приятные. Я побывал на заводе и убедился, насколько он безопасен.

Помимо передовых технологий комплекс «Пригородное» обладает еще одной уникальной особенностью. Завод по производству СПГ и нефтяной терминал зеленой полосой разделяет охранная зона, по которой протекает ручей Голубой. Длиной около 6 километров, он берет начало на западных склонах горного массива Юнона и, пересекая территорию предприятия, впадает в Аниву. Так вот, с началом строительства комплекса в 2003 году ручей стал зоной, свободной от браконьеров, и теперь с наступлением сезона сюда идут на нерест лососевые. А в водоохранной полосе увеличились гнездовья японского бекаса — птицы, защищаемой Международным союзом охраны природы и занесенной в Красную книгу РФ. Сахалинский комплекс — единственное предприятие в России, на территории которого находятся зеленая зона и нерестовая речка.

Свою оценку по этому поводу дал директор национального парка «Земля леопарда» в Хасанском районе Приморья Андрей Бородин:

— Завод «Владивосток-СПГ» будет располагаться в десятках километрах от «Земли леопарда». Предприятие планируется построить на побережье, на краю границ национального парка. Как показывает наш мониторинг, эти территории не очень посещаемы леопардами. Поэтому мы будем рады такому соседу, как «Газпром», если все будет реализовано так, как на Сахалине.

Гранды Анивы

Могучий газовоз «Гранд Анива», приняв в свои танки 145 тысяч кубометров СПГ, готовится покинуть воды залива, давшие ему имя. Длина каждой из трех сестер (специально для сахалинского проекта также построены «Гранд Елена» и «Гранд Мерея») сравнивается с высотой Эйфелевой башни: 288 метров. Еще одно образное сравнение — в танк газовоза вмещается 12-этажный жилой дом. Доставку сжиженного газа морем осуществляют два российско-японских консорциума, в состав которых входят Совкомфлот и Приморское морское пароходство. Перевозки СПГ — это совершенно новый сегмент на российском судоходном рынке.

Всего с начала запуска завода в 2009 году на начало июля отгружено 653 партии, или 43,4 млн тонн СПГ. В числе потребителей сахалинского газа — Япония, Корея, Китай, Тайвань, Таиланд, Индия и Кувейт. Аналитики «Шелл» прогнозируют рост спроса на СПГ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в два раза к 2020 году.

Мировое потребление сжиженного газа растет быстрыми темпами. Сейчас доля «Газпрома» на мировом рынке СПГ составляет 5 %, российская компания планирует в сжатые сроки довести ее до 15 %. Проекту «Владивосток-СПГ» уделяется особое внимание — как нацеленному на быстро развивающийся рынок АТР.

Как отметил на пресс-конференции для приморских и сахалинских журналистов заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром» Виталий Маркелов, проект предполагает строительство завода мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Первую технологическую линию (5 млн тонн) планируется ввести в 2018 году, вторую — в 2020-м, решение о третьей будет приниматься позже. Ресурсной базой станет Сахалин, а также Якутский и Иркутский центры газодобычи. И особо подчеркнул, что завод в Приморье станет самым технологически современным среди подобных предприятий в мире. К слову, всего их насчитывается 25.

— Сейчас разрабатывается Киринское месторождение, которое будет одним из источников газа для газификации Дальнего Востока и в частности для завода «Владивосток-СПГ». «Владивосток-СПГ» — это жемчужина из всех заводов, проект которого будет реализовываться в ближайшее время. У него есть экономическое преимущество. Благодаря этому заводу Россия более широко выйдет со своим газом на рынок Юго-Восточной Азии. Проект прошел обоснование инвестиций, и мы приступили к его реализации.

Заместитель главы «Газпрома» также отметил, что огромная работа по реализации «Восточной газовой программы» проделана компанией совместно с регионами и направлена на развитие Дальнего Востока.

— Этот газ и пойдет на газификацию Дальнего Востока, которая является для нас приоритетом. Работа большая, все идет в соответствии с планами, разработанными совместно с региональными властями, — подчеркнул Виталий Маркелов.

№ 195 / Козырев Андрей / 11 июля 2013
Статьи из этого номера:

Проблемы с памятью

Подробнее

Город в канализации

Подробнее

От «чокопая» до смычки Транссиба и Транскора

Подробнее