Экономика

Жители островов останутся у разбитого корыта?

Мэрия Владивостока покупает паром, который готовился к продаже на металлолом

Жители островов останутся у разбитого корыта?


Депутаты городской думы на очередном заседании утвердили корректировки в бюджет Владивостока на 2013 год, согласно которым из бюджета города будет выделено 53,6 млн рублей на покупку парома ледового класса «Босфор Восточный».

Первый вице-мэр Владивостока Екатерина Химич заявила, что городу необходимо обеспечивать связь с островными территориями в зимний период. Суда, которые сейчас арендует администрация Владивостока и которые выполняют рейсы на острова Попова и Рейнеке, не имеют ледового класса, что делает невозможной их эксплуатацию после 1 ноября. Поэтому чиновниками администрации города было принято решение о срочной покупке парома «Босфор Восточный». Сумма удивила специалистов — судно, которое уже должно было уйти на покой, чиновники приобретают по баснословной цене — 53,6 млн рублей. Депутаты быстро сумму утверждают, и мэрия отчитывается: город к зиме готов!

Вопросов к «сделке века» на самом деле уйма. Начиная с самого простого: согласно Федеральному закону № 94-ФЗ закупки такого рода муниципалитетом должны проводиться на основании конкурса, о котором никто и не вспомнил. А ведь во Владивостоке есть не только ИП «Корытко», которому принадлежит «Босфор Восточный», паромы ледового класса остались и у «Мортранса», и у других компаний, даже за пределами России. И цена была бы другой.

По оценкам некоторых экспертов, стоимость этого парома не превышает 7 млн, поговаривают даже, что уже был подготовлен (по другой версии — подписан) контракт о продаже судна на металлолом за эту сумму, но этот документ спешно аннулировали и паром продали уже не за 7 млн рублей, а за 53,6 млн для городской администрации.

«Босфор Восточный» построен в 1974 году в Советском Союзе, он давно отжил и отслужил свое и по всем морским канонам должен был уйти на металлолом. Но мэрия решила, что он еще может послужить, и готова потратить больше 46 млн на ремонт судна. Кстати, некоторые близкие к судоходному бизнесу люди говорят, что этот паром на момент продажи был заложен ИП «Корытко» в одном из банков. И сделка может быть оспорена…

Но даже если это только слухи, то от арифметики никуда не деться. Ежегодно администрация Владивостока выделяла компании «Мортранс» 150 млн рублей. Перевозчики возили пассажиров и грузы на островные территории, исправно выполняли обязательства по договору. За восемь лет ни одной внештатной ситуации не возникало.

Конфликт заказчика и подрядчика начался, когда дотации стали сокращать, а «Мортранс» отказывался работать при стесненных условиях; учитывая, что компания в одиночку, без помощи мэрии, отрабатывала тяжелую ледовую обстановку, строила новый вокзал и обустраивала причалы на островных территориях. Мэрия же ежегодно, перед очередным продлением договора, по традиции, обвиняла «Мортранс» в шантаже.

История закончилась в июне этого года, когда чиновники в одностороннем порядке разорвали договор с «Мортрансом». Перевозчики же уверены: все это время шантажировали их, ведь после разрыва муниципального контракта чиновники захотели купить компанию.

Сейчас на острова курсируют арендованные у того же ИП «Корытко» теплоходы, причем количество рейсов сократилось, поэтому островитяне по привычке обрывают телефон «Мортранса» с просьбами вернуть прежние рейсы.

Но вернемся к цифрам. Итак, 150 млн дотаций в год выделялось «Мортрансу». Это флот из восьми судов, три из которых — ледового класса («Бригадир Ришко», «Залив Восток», «Уссурийский залив»). На каждом из этих судов полный экипаж — от капитанов до матросов. В сумму дотаций входили текущий ремонт судов

(40 млн в год), стояночные места, заработная плата (около 50 млн в год), топливо (60 млн в год), налоги, страховка каждого пассажира — последний пункт, согласно новому законодательству, обходился перевозчикам почти в 5 млн.

Новая покупка мэрии — один паром стоимостью в 53,6 млн рублей — это треть годовых затрат на восемь судов! А еще мэрии предстоит обслуживать это судно, нанимать экипаж — около 20 человек, набирать управленческий персонал, страховать пассажиров, регистрировать судно, проходить предъявление Регистру, получать лицензии, ремонтировать. Считаем: покупка парома и предварительный ремонт — 53,6 млн. Топливо в год — около 30 млн, заработная плата — еще 20 млн. Текущий ремонт — еще

5 млн. Более 100 млн в год мэрия потратит на один паром! А летом чиновники планируют арендовать у того же «Корытко» катера и теплоходы — это еще около 100–120 млн.

Итог получается занятный: «Мортранс» работал за дотации в 150 млн в год; теперь мэрия, покупая один старый паром, будет тратить около 220 млн рублей в год. Бывшие перевозчики уверены: ежегодные обвинения в шантаже, разрыв договора — все это было сделано для того, чтобы развалить «Мортранс» и отправить финансирование морских прибрежных перевозок в карманное муниципальное предприятие — МУП. А здесь просматривается вполне возможная схема отмывания и хищения бюджетных денег; в МУПах это, к сожалению, бывает. Сейчас руководство «Мортранса» готовит обращения во все инстанции, включая правоохранительные органы с требованием разобраться в ситуации со странным разрывом договора.

Как ни крути, эксперты сходятся в одном — чиновники слишком поторопились с покупкой парома. Это бездарно потраченные деньги (напомним, что бюджет города — это наши с вами налоги), это нецелесообразно с точки зрения перевозок (один паром даже ледового класса не спасет островитян во время сильного льда и штормов, альтернативы этому старому судну не будет, и любая его поломка оставит острова без связи с материком), это нелогично — покупать один отживший свое паром вместо восьми судов. Это удобно только с одной точки зрения: впереди выборы главы Владивостока, а покупка парома и миф о разрешении всех проблем с островными территориями — не более чем элемент предвыборного пиара.

Сейчас островитяне с негодованием наблюдают за тем, как мэрия планомерно разваливает морские прибрежные сообщения. Жители того же Попова уверены — все эти перипетии с паромами похожи на лоббирование интересов одного из перевозчиков. И новость о новом муниципальном пароме их не радует — уж очень боятся остаться у разбитого корыта.

№ 199 / Павлов Сергей / 08 августа 2013
Статьи из этого номера:

Законом — по стихии

Подробнее

Губернатора втянули в авторитетную кампанию

Подробнее

Жители островов останутся у разбитого корыта?

Подробнее