Место событий

Свет в конце тоннелей и коридора

Между Хасаном и Раджином пошли поезда

Свет в конце тоннелей и коридора


«Это была сложная стройка и с точки зрения сопряжения технологий, которыми располагают российские и северокорейские железные дороги, и с точки зрения финансовой схемы, но сегодня все сделано», — заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в северокорейском порту Раджин на торжественной церемонии открытия железнодорожного участка «Хасан — Раджин». Этот уже реализованный проект рассматривается в качестве первого шага по восстановлению Транскорейской магистрали.

Приморье связано с КНДР «Мостом Дружбы» через реку Туманную (она же — Туманган и Тумэньцзян). От погранперехода «Хасан — Туманган» до порта Раджин, входящего в особую экономическую зону «Расон», — около полусотни километров. «За речкой» сразу же начинаются поля: растет кукуруза, что-то еще — кажется, рис и соя. На станциях — портреты вождей и военнослужащие в форме, напоминающей старую советскую, в распадках сопок — аккуратные черепичные деревни. В Раджине нас встречает оркестр из миловидных девушек в синих мундирах, толпа из местных жительниц в цветастых национальных костюмах и мужчин в форме.

О запуске поездов по трансграничному участку Путин и Ким Чен Ир договорились еще в 2001-м. В 2009 году для управления проектом появилось совместное предприятие «РасонКонТранс» (70 % уставного капитала у российской стороны, 30 % — у корейской). Еще годом позже начались полномасштабные строительные работы: реконструкция 54-километрового участка с укладкой совмещенной колеи (1435 и 1520 мм), восстановление мостов и тоннелей и т. д. Общие затраты на реконструкцию путей и строительство терминала в порту Раджин составили 8,3 млрд рублей.

Проект преследует конкретные экономические цели. Предполагается, что через Раджин пойдет на экспорт российский уголь. После окончания строительства в порту контейнерного терминала здесь планируется наладить международный транспортный коридор: из Раджина через Хасан контейнеры пойдут на Транссибирскую магистраль. В ОАО «РЖД» говорят, что в перспективе через Раджин на сухопутный маршрут может быть переключено до 100 тысяч двадцатифутовых контейнеров в год, причем их путь в Европу займет всего две недели вместо 45 суток по морю.

В то же время понятно, что это — проект и политический. В своей речи на церемонии Владимир Якунин подчеркнул: открытие участка будет способствовать миру на Корейском полуострове. Ожидается, что в дальнейшем КНДР будет еще теснее вовлечена в международное сотрудничество — запуск линии до Раджина рассматривается в качестве первого шага по долгожданному восстановлению Транскорейской магистрали. Она, с одной стороны, объединит враждующие Север и Юг, а с другой — будет напрямую связана с Транссибирской магистралью. «Транскорейская магистраль — это глобальный проект, создание нового транспортного коридора, — говорит Якунин. — Теперь наша общая задача заключается в том, чтобы этот участок, этот порт, этот терминал действительно стали пилотным проектом развития восстановленной единой корейской транспортной магистрали, которая должна будет связать полуостров и страны, которые тяготеют к этому региону, с Европой через территорию России. Уже сегодня есть конкретные предложения со стороны грузовладельцев, есть предварительные предложения и со стороны иностранных инвесторов». Посол РФ в КНДР Александр Тимонин считает, что еще более широкие перспективы развития отношений между КНДР и другими государствами откроются с урегулированием «ядерной проблемы» полуострова.

Сегодня порт рассчитан на обработку 4 млн тонн грузов в год. Владимир Якунин предполагает, что на этот показатель Раджин может выйти в течение двух лет, и это не предел: «Уверен, что грузовая база будет расширяться, что через порт пойдут и контейнеры. Строительство портового терминала уже практически завершено». После модернизации участка «Хасан — Барановский» (связующее звено между железными дорогами Кореи и Транссибом) провозная способность на данном направлении увеличится до 17 млн тонн в год. Замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов не исключает наращивания пассажирских перевозок на этом направлении. Владимир Якунин заверил, что запуск раджинской ветки не отберет хлеб у портов Приморья: «У нас сегодня объем грузовой базы, тяготеющей к дальневосточным портам, значительно превышает перерабатывающие способности портов, поэтому эти теоретические беспокойства с практической точки зрения под собой основы не имеют».

КНДР часто называют непредсказуемым государством. И небезосновательно: буквально накануне раджинской церемонии стало известно об обстреле северокорейскими пограничниками российской шхуны «Алтай» в Японском море. Но, как видим, есть и другие движения — в сторону открытости, добрососедства. Министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су заявил: «Хотя протяженность участка не столь велика, он станет путем дружбы, надежным транспортным узлом, соединяющим Азию и Европу. Наш народ борется за создание могучего процветающего государства. Специальная экономическая зона «Расон» должна превратиться в территорию дружбы и сотрудничества». Возможно, одна из сверхзадач проекта «Хасан — Раджин» — убедиться (и убедить других) в том, что с Северной Кореей можно работать.

№ 206 / Авченко Василий / 26 сентября 2013
Статьи из этого номера:

Наука в нокауте

Подробнее

Награда нашла эколога

Подробнее

Свет в конце тоннелей и коридора

Подробнее