Экономика

Свет далеких «Звезд»

Японских бизнесменов попытались заинтересовать недостроенными приморскими верфями

«Наиболее масштабным и перспективным» назвал проект по расширению Дальневосточного завода «Звезда» (Большой Камень) начальник управления развития Российского морского регистра судоходства (РС) Георгий Бедрик на российско-японском семинаре. О том, что строительство «суперверфей» в Приморье сопряжено со скандалами, российская сторона предпочла не говорить.

«Возможно, по результатам семинара появятся какие-то предварительные договоренности о постройке определенных типов судов — пассажирских или рыболовных. Варианты могут быть различные, все зависит от заказчика — это может быть как японская верфь, так и строящиеся российские верфи или уже имеющиеся российские верфи», — обнадеживающе заявил перед открытием третьего международного семинара «Развитие российско-японского сотрудничества в судостроении и судоремонте» (прошел 8 октября во Владивостоке) директор Дальневосточного филиала РС Сергей Куликов. Строительство верфи в Большом Камне он назвал «серьезным проектом»: «Думаю, он будет доведен до конца, на базе этой верфи возможна в будущем постройка крупнотоннажных судов и даже, возможно, платформ для освоения шельфа».

Георгий Бедрик рассказал, что в России активизировалась работа по ряду нефтегазовых проектов: «Наиболее перспективные разработки ведутся на Охотском, Каспийском, Баренцевом и Карском морях». Если говорить о Дальнем Востоке, то на ряде месторождений континентального шельфа Охотского и Японского морей ведутся добыча углеводородов и дальнейшая разведка, что вызывает необходимость в поставке соответствующей морской техники. Россия не теряет надежды привлечь заказы на свои судостроительные предприятия, и наиболее перспективным дальневосточным проектом г-н Бедрик считает модернизацию завода «Звезда» в Большом Камне: «Не секрет, что обсуждается вхождение Роснефти и Газпромбанка в состав акционеров данного завода, что делает этот проект все более реальным. Все крупные проекты, которые я знаю, рассматривают привлечение мощностей этого завода».

Звучит неплохо — для того, кто незнаком с бэкграундом.

Несколько лет назад в числе «объектов саммита АТЭС» назывались две «суперверфи», которые должны были появиться в Приморье: одна — в Большом Камне, рядом с действующей «Звездой» (совместный проект Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)  с корейской Daewoo), вторая — в бухте Пяти Охотников Шкотовского района (совместный проект ОСК и китайской Yantai Raffles). Время шло, строительство — не очень. Сегодня о второй верфи уже никто не вспоминает, а строительство первой обросло рядом скандальных подробностей. Из игры вышел корейский партнер (по высказанной публично оценке доктора экономических наук Александра Левинталя, это произошло «ввиду недостаточно эффективного менеджмента со стороны ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», срыва сроков подготовки необходимой документации к началу реализации проекта»), после чего ОСК осталась с амбициозным проектом один на один. В ходе недавнего визита в Приморье президент Путин попытался лично решить судьбу строящегося предприятия и предложил передать его некоему «консорциуму частных инвесторов», сохранив участие ОСК («частные» эти инвесторы, правда, лишь до известной степени, поскольку речь идет о фирмах вроде Роснефти). Надо еще иметь в виду, что в чиновничьих речах трудно различить давно действующую в Большом Камне оборонную «Звезду» (директора которой Аверина вице-премьер Рогозин на днях распорядился снять в связи с пожаром на АПЛ «Томск») и ту гражданскую верфь, которую рядом со «Звездой» хотят построить — это затрудняет дешифровку заявлений VIP-ов.

Итак, до сих пор непонятно, когда и на какие средства верфь будет достроена. На этом фоне оптимистичные доклады для японской стороны о том, какие прекрасные у нас судостроительные перспективы, похожи на хорошую мину при плохой игре (как будто японцы сами не знают эту историю, прекрасно описанную в открытых источниках). Кстати, на слайдах, демонстрировавшихся в ходе семинара, дислокация будущей верфи была обозначена так: «Бухта Большой Камень, бухта Пяти Охотников». Значит ли это, что кто-то путает приморские топонимы либо призраки обеих недостроенных верфей? Или все идет по плану, но нам чего-то не рассказывают?

№ 208 / Павлов Сергей / 10 октября 2013
Статьи из этого номера:

Содом в Почтовом переулке

Подробнее

Свет далеких «Звезд»

Подробнее

Сумасшедший дом

Подробнее