Экономика

Электрички уходят в депо?

Приморье — самый «недостаточный» регион по финансированию пригородных перевозок

Электрички уходят в депо?

Известный политический прием: чем сильнее провал, тем громче надо бить в барабаны и рапортовать о грандиозных успехах. 

Администрация Приморского края распространила пресс-релиз о том, что Приморье занимает первое место среди субъектов ДВФО по объему субсидий на железнодорожные перевозки, который осуществляет ОАО «Экспресс Приморья». (Последнее, напомним, работает не только у нас, но и в Хабаровском крае, Еврейской автономной и Амурской областях.) Сообщается, что в 2012 году было выделено 29 миллионов рублей субсидий, а в 2013 году эта сумма выросла уже до 105 миллионов. Здесь же приводится и сравнительная информация: Хабаровский край выделил для пригородного перевозчика субсидий на сумму в 69 миллионов рублей, Амурская область — 90 миллионов, а Еврейская АО — 42 миллиона. В релизе также сообщается о том, что на 2014 год в приморском бюджете запланированы субсидии в размере 90 миллионов (то есть уже существенно меньше, чем в году прошедшем). Правда, добавится около 20 миллионов, которые напрямую, адресно пойдут на компенсацию проезда учащимся — студентам и школьникам.

Честны ли эти цифры? Они абсолютно и безукоризненно честны, особенно если воспринимать их вне контекста. И если не забывать о максиме, которую сформулировал один из самых матерых пропагандистов ХХ века (не будем упоминать его фамилию всуе): надо говорить и писать только правду. Но не всю правду.

Потому что вся правда выглядит существенно иначе. Ну, во-первых, 29 миллионов было выделено не за весь 2012 год, а только за два месяца — ноябрь и декабрь, и если экстраполировать эту цифру на год, то получится около 180 миллионов, и тогда падение в 2013-м будет почти двукратным. 

Во-вторых, не вполне корректным представляется сравнение с соседями, что опять же легко доказать цифрами. В Приморском крае в минувшем году было перевезено 6 миллионов 669 тысяч пассажиров; в Хабаровском — 793 тысячи (то есть почти в десять раз меньше!), в Амурской области — чуть более 600 тысяч и в Еврейской АО — 550 тысяч. Если учесть, что стоимость перевозки измеряется условными «человеко-километрами», и сопоставить размеры субсидий, которые вносят субъекты ДВФО, то становится понятно, что Приморский край занимает в этой таблице абсолютное последнее место.  

Можно посчитать и чуть иначе. Затраты на перевозку приморских пассажиров составили 390 миллионов рублей. Компенсация составила 27 %. Для сравнения: в Хабаровском крае — 78 %, в Амурской области — 56 %, в Еврейской — 36 %. И на этом фоне Приморье смотрится откровенно бледно. 

Можно было бы, конечно, обвинить перевозчика в рвачестве и желании получить сверхприбыль, однако это далеко не так. Речь идет исключительно об уровне безубыточности (но и без прибыли); более того, в компании ОАО «Экспресс Приморья» администрации Приморского края принадлежит 49 % акций, и специалисты любого департамента без труда получают доступ ко всем финансово-отчетным документам.

Понятно, конечно, что краевой бюджет не резиновый; понятно и то, что нагрузка на него растет быстрее, чем доходы. И затыкать все возникающие бреши и дыры неимоверно трудно. Непонятно другое. Проезд граждан по территории субъекта федерации однозначно относится к вопросам социальной направленности (тем более в Приморье, где, как показывают цифры, пригородный железнодорожный транспорт крайне востребован); почему же тогда деньги находятся не на решение социальной проблемы, а на достройку маловразумительных элитных гостиниц и феерические траты на запуск оперно-балетного театра? 

Ну и, конечно, непонятно, в чем же тут грандиозность успеха? Неужели в том, что из-за острого недостатка в финансировании того и гляди опять начнет сокращаться расписание?

№ 220 / Павлов Сергей / 17 января 2014
Статьи из этого номера:

С кем вы, кластера искусства?

Подробнее

«Новая» встречается с читателями

Подробнее

Электрички уходят в депо?

Подробнее