Экономика

Упал — отжался — упал

Ввоз праворульных машин на Дальний Восток сокращается

Упал — отжался — упал

Закат золотого века правого руля фиксирует бесстрастная таможенная статистика. Как сообщил на пресс-конференции начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко, в 2013 году ввоз иномарок на Дальний Восток упал на 16 % по сравнению с предыдущим 2012 годом.

Это тем более важно, что в течение последних нескольких лет региональный автобизнес, оглушенный было «путинским» повышением пошлин конца 2008 года, демонстрировал завидную жизнестойкость, упорно восстанавливаясь с каждым годом. В провальном 2009-м на Дальний Восток ввезли всего около 80 тысяч машин, но уже в 2010-м пошел рост. В итоге параметры импорта доросли до солидного уровня в четверть миллиона иномарок (это, конечно, не полмиллиона с лишним, ввезенные в лихорадочном предкризисном 2008-м, но тем не менее). Год назад Сергей Пашко констатировал: «После бума 2008 года мы наблюдали в 2009 году резкое снижение ввоза автотранспорта. Однако начиная с 2010 года наблюдаем ежегодный рост. 2012 год не выпал из этой прогрессии: относительно 2011 года увеличение составило 35 %…» 

Но вот, похоже, этому восстановлению наступил предел. 

По данным Пашко, в 2012 году в регион ввезли 265 тысяч автомобилей, а в 2013-м — только 222,5 тысячи. Объемы ввоза автобусов и грузовиков упали соответственно в 2,6 и 2 раза, легковушек — на 8 %, до 200 тысяч автомобилей. Казалось бы, «минус восемь» — не так уж страшно (основной вал автоимпорта — именно легковые машины), однако на фоне осторожного, но уверенного роста последних лет эта новость для традиционного дальневосточного авторынка — безусловно тревожная. 

Сам начальник ДВТУ ожидает, что и в наступившем году количество ввозимых машин продолжит снижаться. Сергей Пашко связал такой прогноз не столько с введением нового экологического стандарта «Евро-5», сколько с развитием внутрироссийского производства автомобилей различных марок, упомянув владивостокское предприятие «Соллерс». Правда, львиная доля продукции нашего «Соллерса» продается в центральной России, но в главном таможенники правы: даже во Владивостоке, этой столице правого руля, становится все больше новых леворульных автомобилей японских, корейских, европейских марок. Выходит, Зеленый Угол убил не отечественный автопром как таковой в виде пресловутых «лад», а те же иномарки, но собранные по лицензии на территории России, за что их прозвали «конструкторами в законе» или «конструкторами под государственной крышей». Замруководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов заметил, что импортозамещение за счет создания автопроизводств на территории РФ — нечастый пример той ситуации, когда снижение объема таможенных сборов можно приветствовать. 

Восстановление рынка подержанных японских автомобилей, похоже, закончилось, и, возможно, навсегда. Едва ли здесь наступит новый подъем. Другое дело, что закат может длиться десятилетиями. Нельзя исключать, что теперь рынок праворульного секонд-хенда стабилизируется на плюс-минус текущем уровне — около 200 тысяч автомобилей в год, что, признаем, немало.

№ 222 / Кузьмичев Егор / 30 января 2014
Статьи из этого номера:

Палата номер раз

Подробнее

Следственный огород-2

Подробнее

Упал — отжался — упал

Подробнее