Экономика

Пролетарии, переселяйтесь!

Отечественный автопром снова должны спасти дальневосточники

Пролетарии, переселяйтесь!

Инициатива Минвостокразвития по переселению в Приморье работников АвтоВАЗа выглядела бы нелепой, если бы не плотность облака абсурда, окутавшего разговоры о развитии Дальнего Востока. Кремль давно не знает, что делать с восточной окраиной; проще и привычнее заставить бюрократические институты размножаться делением. Каждый новый чиновничий организм, едва начав вдыхать и выдыхать входящими и исходящими документами, потреблять бюджетные средства и выделять директивы, вносит свое маленькое облачко абсурда, которое вливается в пелену бессмысленного смога, накрывшего регион с головой. Скрывая реальные проблемы, этот смог одновременно оправдывает само существование бесчисленных ведомств.  

Вот сообщение Минвостокразвития: «Министерство… намерено трудоустраивать на территории ДВФО сокращаемых сотрудников предприятий моногородов. Министерство обратилось к губернатору Самарской области и президенту ОАО «АвтоВАЗ» для изучения возможности и организации трудоустройства высвобождаемых сотрудников у работодателей ДВФО. Важным условием успеха в их переезде является решение возникающих социальных и бытовых сложностей. Министерство совместно с администрацией Приморского края проводит анализ мер поддержки для переезжающих специалистов…» Обратите внимание, что три из четырех предложений, составляющих пресс-релиз, начинаются со слова «министерство».

В 2008 году, поднимая пошлины на ввоз иномарок, Путин защищал интересы того же самого АвтоВАЗа. Под топот «зубров» ВАЗ спасали за наш счет, забивая дальневосточный бизнес, как жертвенную скотину. Пусть он часто был «серым», но это была система занятости населения. К тому же выстроенная «снизу». И вот ее разрушили, но АвтоВАЗ это, как видим, не спасло. В 2014 году предприятие намерено сократить 7,5 тысячи работников. Проблемы ВАЗа, как выясняется, снова должен решать многострадальный Дальний Восток — на этот раз путем предоставления тольяттинцам рабочих мест.

Возникает целый ряд вопросов: а ближе мест не нашлось? а есть ли в Приморье подходящие вакансии? почему там автовазовцы не нужны, а здесь нужны? захочет ли кто-то ехать за тридевять земель? Приморье не относится к промышленно развитым регионам; населения в том же Тольятти больше, чем во Владивостоке — самом крупном городе Дальнего Востока; рынок труда в так называемой центральной России развит куда лучше; жизнь там гораздо дешевле; квартиры переселенцам дадут едва ли — местным не хватает и т. д. Председатель профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев здраво замечает в интервью РИА «Новости», что он «поддерживает любые предложения по трудоустройству», но «главный вопрос в том, где будут жить сотрудники, переехавшие на Дальний Восток». И добавляет: во время сокращений 2009 года вазовцам предлагали переехать в Тихвин Ленинградской области и там устроиться на завод, но на такой шаг решились лишь единицы. Что уж говорить о Дальнем Востоке, где предприятий схожего профиля не в пример меньше, не говоря об иной нашей, скажем так, специфике. 

Да и то сказать: есть у нас и свои моногорода, и свои безработные. Когда грянет кризис — их примут в Самарской области? Еще момент: насколько этичным будет «решение возникающих социальных и бытовых сложностей», пока они не решены в отношении коренных приморцев, которых власти не в силах удержать на малой родине — уезжают по-прежнему валом? И почему нашим «конструкторщикам» в 2008 году никто не предлагал рабочих мест в Тольятти с «решением социальных и бытовых сложностей»? 

По специальности рабочие АвтоВАЗа смогут работать у нас разве что на заводе «Соллерс», но 7,5 тысячи новых сотрудников там пристроить просто негде. К тому же сокращения ожидаются и на предприятиях самого холдинга «Соллерс» — например, на УАЗе тоже планируют уменьшить штат и ввести неполный рабочий день. А если речь не идет о работе непременно по специальности, то зачем тащить волжан на Дальний Восток (ничего, кстати, против них не имею — уверен, что они и работники добросовестные, и люди хорошие)? Или речь не столько о решении их проблем, сколько о заселении Дальнего Востока? Тогда еще можно усмотреть какую-то логику, но звать сюда толпы безработных без обеспечения их работой и жильем как минимум недальновидно, если только не иметь в виду возрождение треста «Дальстрой».

Возможно, все куда проще: созданному почти два года назад Минвостокразвития надо чем-то заниматься. Вот оно и занимается имитацией бурной деятельности, оправдывая свое существование. Пока на автозаводах сокращают рабочих, о сокращениях в Минвостокразвития ничего не слышно. Видимо, ведомство работает куда эффективнее…

Стоит Кремлю назначить нового куратора Дальнего Востока, будь то вице-премьер Шувалов, полпред Трутнев или министр Галушка, как этот новый куратор объявляет «перезагрузку» и выдвигает какой-нибудь неостолыпинский план. Потом, правда, все эти стратегии, на которые тратится масса времени, нервов и бюджетных средств, как-то забываются, тем более что заселять Дальний Восток, прямо скажем, некем. Разве что узбеками и таджиками — вот они (и только они) едут к нам охотно, но едва ли это то самое «новое качество» населения, о котором говорят наши модернизаторы. Полпред Исхаков, помнится, обещал переселить на Дальний Восток 18 млн человек, губернатор Дарькин хотел превратить Владивосток в 5-миллионный мегаполис. Теперь вот Трутнев намерен всем раздавать на Дальнем Востоке землю, ведомство Галушки тащит сюда работников АвтоВАЗа, а губернатор Миклушевский на голубом глазу обещает взять ипотеку и строить в пригороде Владивостока дом (хотя зачем он ему нужен, если сейчас губернатор в силу определенной управленческой специфики обязан жить на госдаче и, не будучи коренным приморцем, вряд ли останется здесь после окончания губернаторской карьеры; или — это будет абсолютно уникальный случай).

Пусть очередная инициатива закончится ничем, но это тревожный звоночек для обитателей «моногородов»: похоже, впредь никто не будет их спасать, как спасали всем миром Светлогорье. Безработных перебросят туда, где есть хоть какая-то работа; крупные города будут жить, малые ждет умирание. То есть Владивосток выживет, Дальнегорск — не факт. В сентябре премьер Медведев так и сказал на форуме в Сочи: «России пора уйти от политики сохранения занятости любой ценой и не бояться сокращения неэффективных рабочих мест… Кому-то — это может быть довольно значительная часть населения — придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства». 

Менять, правда, придется явно не ему. Тот случай, когда хочется произнести пошлое «начни с себя».

Подтекст 

Похоже, мы становимся свидетелями очередного витка практической реализации известного тезиса: «Я — начальник, ты — дурак». Во всяком случае, об этом можно судить по тому, с какой скоростью местное подразделение «Соллерса» в течение суток устами своего пресс-секретаря радикально изменило позицию: с «нам здесь никто не нужен» на «уже старательно ищем рабочие места для переезжающих». Под чьим давлением позиция не последнего предприятия может радикально измениться за несколько часов, остается догадываться.

И тут на самом деле только полбеды, потому что информация эта, казалось бы, исключительно для «внутреннего» употребления: власть выставляет себя, так сказать, крайне заботливой. Но есть здесь и внешний фактор. Потому что все это происходит на фоне безостановочных зазываний на территорию иностранных инвесторов. Которые, надо полагать, достаточно наблюдательны. Ведь и АвтоВАЗ, и «Соллерс» — частные предприятия. Вмешательство государства в их дела, навязывание дополнительных рабочих рук выглядит по меньшей мере странно. Ведь даже в дурном сне не может присниться, что при сокращениях на заводах «Тойота» японское правительство прикажет концерну «Мазда» или «Нисан» срочно принять уволенных на работу. Не поймут, знаете ли. Но, идя в Россию, во всяком случае, в ее Дальневосточный регион, иностранный инвестор теперь просто обязан быть готов к такому замысловатому повороту событий: просчитав все экономические обоснования, он не должен удивляться, если ему предложат принять на работу еще тысячу-другую сотрудников.

Есть у этой истории и еще один аспект. Затяжная рецессия, в которую все глубже погружается российская экономика, не оставляет властям люфта для социального маневра. Собственно, маневр остается, и он известен: переложить ответственность на плечи бизнеса.

№ 223 / Авченко Василий / 06 февраля 2014
Статьи из этого номера:

Клинический случай

Подробнее

Разгром

Подробнее

Есть контакт!

Подробнее