Экономика

Поставили на счетчик

Монополистам закон не писан?

Различные законы, постановления, приказы, распоряжения и прочие нормативные акты различных уровней власти относительно тарифов и платы за услуги ЖКХ размножились настолько, что немудрено запутаться в них и самим производителям этих документов. А несколько лет назад в квитанциях дальнереченцев появился и счет за ОДН (общедомовые нужды).

Автоматически на каждого прописанного в квартире выставляли по 7 киловатт электроэнергии, идущей якобы на общедомовые нужды.

Горожане начали жаловаться и доказывать, что наши дома не подходят к этому начислению, так как лифтами не оборудованы, автоматическими средствами не оснащены, хрущевки на ладан дышат и т. д.

Доказали.

Но через некоторое время ОДН в квитанциях опять объявились, да еще с большим количеством киловатт на каждого. Опять начали искать: откуда виртуальная энергия на общедомовые нужды появилась, где информация?

У некоторых жильцов поиски увенчались успехом. Оказалось, что ОАО «Электросервис», не ставя жильцов в известность, установило общедомовые приборы учета в трансформаторной будке, ее хорошо видно из моего окна. Причем на один прибор учета «навешивалось» несколько домов сразу. Некоторым устанавливали общедомовой прибор учета прямо на электрических столбах. Монополиста понять можно — от «фонаря» легче оценить электроэнергию на общедомовые нужды.

Но жители опять начали возмущаться, писать жалобы. В конце концов общедомовые приборы учета были поставлены на каждый дом. Тем не менее поток вопросов и жалоб по счетам на ОДН не снижается. Потребителей услуг интересует, что входит в тариф? Какие виды услуг в него входят? 

На днях немолодая соседка принесла счет-квитанцию по оплате электроэнергии еще за январь 2008 года. Поясняет: «Смотрите, в этом счете все рассчитано, расшифровано и понятно, что входит в тариф. Вот расшифровано, сколько надо платить за технологические потери. То есть они заложены в тариф. Далее идет сбытовая надбавка, указано, и сколько уходит денег на содержание электрических сетей, а затем непосредственно электрическая энергия. Итого я заплатила 79 руб. 41 коп. И самое-то главное, что технологические потери уже заложены в тариф. Сегодня получается, что мы платим дважды за эти самые потери. Кто даст толковый ответ по этим невидимым ОДН? Откуда берутся заоблачные суммы?»

Особенно «радует» потребителей услуг ЖКХ информация, которую, например, администрация ООО «Дальнереченское сетевое водоснабжение» расклеивало почти на всех домах. Жильцам сообщалось: «…производить расчеты на основании показаний индивидуальных приборов учета в домах, где не установлены общедомовые приборы учета, ООО «Дальнереченское сетевое водоснабжение» не будет. Расчет будет происходить в соответствии с утвержденным нормативом на одного человека согласно количеству зарегистрированных людей».

Жильцы опять начали жаловаться. Опять доказали незаконность самодеятельности монополиста. При этом нарекания на безобразные услуги водоснабжающей компании идут от горожан постоянно. Люди резонно спрашивают: какое может быть начисление, если вода — что холодная, что горячая — плохого качества? Например, жильцы дома 

№ 14 на ул. Личенко были предупреждены компетентными специалистами, что теплосчетчик засорен илом и ржавчиной, так как теплоноситель проходит через расходомеры с техническими примесями, которые засоряют датчики и дают неправильные показания.

Более того, как можно рассчитать ОДН на горячую воду, если большинство домов Дальнереченска не оборудовано общедомовыми приборами учета горячей воды?

В Дальнереченской прокуратуре заместитель межрайонного прокурора

 А. В. Гришанов поясняет, что «…установленные в многоквартирных домах приборы учета теплоснабжения (тепловычислители) учитывают как объем потребленной многоквартирным домом тепловой энергии, так и горячей воды, в связи с чем установка приборов учета горячей воды не требуется»…

Начальник теплового района Дальнереченский А. К. Коваль в своем ответе сообщает, например, жильцам Советской, 54, что горячая вода отбирается непосредственно из батарей. Далее идет пояснение, что вода в доме «открытая». Это означает, что вода для нужд отбирается непосредственно из системы отопления и нет технической возможности разделения воды на горячее водоснабжение и отопление.

После коллективной жалобы дальнереченцев президенту на плохие услуги ЖКХ специальной комиссией были отобраны пробы воды — и горячей, и холодной — на лабораторное исследование. Результаты не порадовали. Опять обнаружено повышенное содержание железа, несоответствие СанПину по цветности, мутности.  

Некоторые жильцы пошли дальше: отказались от услуг горячего водоснабжения, поставили заглушки. Каково было их удивление, когда они получили квитанции об оплате потребления горячей воды.

Доводилось общаться на этот счет с целым рядом чиновников ряда департаментов краевой администрации. Они приводят постановление № 344 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг», краевой документ «Об установлении нормы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на ОДН на территории Приморского края», иные нормативные акты, но при этом не очень хотят помнить отдельные и весьма принципиальные пункты из этих документов; в частности — о критериях наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, когда на каждый дом должен быть в соответствии с нормативными требованиями составлен акт по специальной форме. 

И лишь одна из собеседниц, вздохнув, сказала: «Не должны выставляться ОДН… Это примерно как состояние беременной женщины… Но дать вам такой письменный ответ никто не осмелится»…

№ 226 / Александра НАБОКОВА / 27 февраля 2014
Статьи из этого номера:

Ахтунг, в воздухе Миклушевский!

Подробнее

Сильные люди

Подробнее

Точечные бомбардировки

Подробнее