Экономика

Сбегающие электрички

Краевая администрация и наполовину принадлежащее ей ОАО «Экспресс Приморья» не могут найти общий язык

Уже в середине апреля приморцы могут лишиться целого ряда электричек по причине несогласованности позиций ОАО «Экспресс Приморья» и краевой администрации. Если учесть, что второй структуре принадлежит 49% первой, их конфликт напоминает шизофренический случай — войну расщепленного сознания с самим собой. Проигравшими в этой войне могут стать все, кто пользуется электричками.

Началось все с того, что в «Экспрессе Приморья» сообщили: 31 марта срок действия договора с администрацией истекает, а перевозчик до сих пор не получил средства из бюджета на компенсацию выпадающих доходов (тариф для населения на проезд в электричках ниже себестоимости). По оценкам перевозчика, только за первый квартал 2014 года убытки составят более 100 млн рублей, что превышает предусмотренный краевым бюджетом объем финансирования на весь 2014 год (около 90 млн). Компания объявила: все пригородные электропоезда с 18 марта переходят на четырехвагонный формат, а с 1 апреля 14 маршрутов отменяются вообще.

Вскоре прошло совещание, на котором первый вице-губернатор Сергей Сидоров заявил перевозчикам: «Вместо того, чтобы представить нам необходимые документы для установления тарифов, вы решили отменить часть электричек. Такая политика компании нам не понятна… Такая оптимизация нам не нужна. Давайте принимать решения совместно» (как четко Сидоров отделяет «нас» и «вас», хотя, повторим, «Экспресс Приморья» наполовину принадлежит самой администрации). 

Гипотетические «совместные решения», похоже, не предполагали выделения дополнительных средств на покрытие убытка перевозчика (это на достройку отелей «Хаятт» у нас всегда есть лишние миллиарды). По крайней мере, директор краевого департамента промышленности и транспорта Иван Тирских капитулятивно заметил: «Администрация Приморского края уже провела работу с автобусными компаниями региона. Если «Экспресс Приморья» сократит маршруты сети… будут организованы специальные автобусные маршруты». То есть с автобусными компаниями администрация «работает», а со своим, казалось бы, «Экспрессом Приморья» почему-то «работать» не хочет; или что-то недоговаривают? А тут еще на официальном сайте краевой администрации перепечатали публикацию из газеты «КоммерсантЪ» о том, что в России вообще могут отменить электрички, сохранив их только для Московской и Ленинградской областей, а вместо этого «инвестировать в развитие более эффективных видов транспорта, например автобусов». Выходит, Приморье — в федеральном тренде?

Автобусы при всей их эффективности проблему не решат. Тревогу бьют дачники, открывающие очередной сезон (среди них много пенсионеров): пусть основное сокращение пришлось на «партизанские» поезда, но главное дачное направление — «кипарисовское» — тоже изрядно пострадает как из-за ликвидации маршрутов, так и из-за уменьшения длины поездов. Да и непонятно, куда именно будут ходить обещанные автобусы…

Не поддерживая отмену электричек, вынуждены заметить: попытки краевой администрации выставить виноватым «Экспресс Приморья» выглядят неубедительно не только по причине родства обеих структур. Еще в январе «Новая во Владивостоке» опубликовала материал «Электрички уходят в депо», в котором анализировалась структура бюджетных затрат на электрички. Позволим себе процитировать его: «Администрация Приморского края распространила пресс-релиз о том, что Приморье занимает первое место среди субъектов ДВФО по объему субсидий на железнодорожные перевозки, который осуществляет ОАО «Экспресс Приморья»… В 2013 году эта сумма составила 105 млн… Хабаровский край выделил… 69 миллионов рублей, Амурская область — 90 млн, Еврейская АО — 42 млн… На 2014 год в приморском бюджете запланированы субсидии в размере 90 млн (то есть уже существенно меньше, чем в году прошедшем). Правда, добавится около 20 миллионов, которые адресно пойдут на компенсацию проезда учащимся… Не вполне корректным представляется сравнение с соседями… В Приморском крае в минувшем году было перевезено 6 млн 669 тысяч пассажиров; в Хабаровском — 793 тысячи (почти в 10 раз меньше!), в Амурской области — чуть более 600 тысяч и в Еврейской АО — 550 тысяч. В таком контексте Приморский край занимает в этой таблице абсолютное последнее место…» 

Следует констатировать: краевые власти не считают субсидирование пригородных маршрутов — а это, безусловно, социально значимое направление! – приоритетом. В отличие от пресловутых «Хаяттов» и оперных театров. «Сколько раз проходили заседания и совещания, но перед каждым дачным сезоном заходит разговор об уменьшении количества поездов и вагонов в них. От этого страдают и учащиеся, и работающие, и, самое главное, дачники, — возмущается депутат Законодательного собрания Владимир Беспалов. — Считаю, что вопрос надо незамедлительно рассмотреть на уровне губернатора и внести коррективы в бюджет. Выделить для начала хотя бы 200–250 млн рублей, а ближе к осени вернуться к вопросу». 

В конце марта стало известно: секвестр электричек переносится с 1 на 15 апреля. «Руководство региона намерено изыскать средства для компенсации убытков компании… График движения пригородных поездов… будет зависеть от результатов очередной встречи заказчика на перевозку жителей в лице администрации Приморского края и компании-перевозчика», — сообщило ОАО «Экспресс Приморья». 

Тем временем к делу подключилось приморское УФАС, которое вынесло предостережение компании «Экспресс Приморья». По мнению УФАС, отмена электричек может привести к нарушению закона «О защите конкуренции».

Тем временем

Вчера первый вице-губернатор Александр Костенко в очередной раз встретился с руководством ОАО «Экспресс Приморья». Итог встречи: с 1 июня электрички будут ходить по новому расписанию, причем, по сообщению пресс-службы краевой адмиистрации, достигнута договоренность о сохранении даже убыточных маршрутов — партизанских, находкинских, кипарисовских. «Необходимо находить оптимальные решения, которые позволят сохранить маршрутную сеть и учесть интересы пассажиров», — заявил Костенко. По его словам, движение поездов в дачный период нужно сохранить в полном объеме. «Есть населенные пункты, где нет другого транспортного сообщения, кроме пригородных электропоездов. Закрыть их нельзя, нужно правильно подстроить поезда под нужды людей», — считает он. Кроме того, руководство «Экспресса Приморья» пообещало «избирательно отнестись» к сокращению количества вагонов и удлинить поезда на самых востребованных маршрутах. Также решено рассмотреть возможность увеличения дотаций ОАО «Экспресс Приморья» из краевого бюджета.

№ 231 / Сергей ПАВЛОВ / 03 апреля 2014
Статьи из этого номера:

Подделка

Подробнее

Сбегающие электрички

Подробнее

И дольше года длится содом

Подробнее