Экономика

Круги ВКАДа

Если кольцевую дорогу придется строить на внебюджетные средства, она будет платной

Круги ВКАДа

Без малого в 50 млрд рублей обойдется реализация проекта Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД) «под ключ». Об этом заявил на круглом столе в МГУ имени Невельского, организованном РИА PrimaMedia, заместитель главы администрации Владивостока Леонид Вильчинский. 

Где взять эти деньги — пока неясно, зато контуры самого ВКАДа уже стали довольно четкими. «Мы провели конкурс, по итогам которого дали поручение организации «Гипростроймост» из Санкт-Петербурга выполнить обоснование инвестиций, — рассказал Вильчинский. — На основании нашего техзадания они представили варианты прохождения трассы, различные технические решения, рассчитали объем изымаемых участков и ориентировочную стоимость проекта. В итоге получилось два варианта».

Трасса ВКАДа разбита на пять участков, четыре из которых в обоих вариантах одинаковы. Основное различие — конфигурация пятого участка, идущего по центральной части города: либо дорога проляжет по морю (эстакада напротив Спортивной гавани или подводный тоннель там же, дабы не портить вид на Амурский залив), либо по существующей дорожной сети, которая в этом случае должна быть серьезным образом реконструирована. В остальном оба варианта ВКАДа практически идентичны: дорога идет вдоль Амурского залива с Седанки до района улицы Чапаева, затем до Второй Речки, потом до мыса Кузнецова (район Кунгасного), до Казанского моста и до Токаревской кошки, откуда выходит на остров Елены и через Канал соединяется с новой дорогой, построенной на Русском к саммиту АТЭС. Приоритетным Вильчинский назвал участок от Второй Речки до мыса Кузнецова, который должен стать альтернативой перегруженному проспекту 100 лет Владивостоку. Кстати, еще несколько лет назад от района ДОСААФа на Второй Речке до того же Кунгасного и «Дальпресса» можно было проехать по грунтовой дороге, пока на ней не появились чьи-то шлагбаумы. Но в данном случае речь идет о строительстве новой дороги. Прежняя, по словам Вильчинского, может быть использована разве что в качестве временных подъездных путей при строительстве, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к общегородской магистрали непрерывного движения. Не стоит ждать и выноса нефтебазы «Альянса» куда-нибудь за город — дорогу проложат между морем и нефтебазой, тогда как последняя, как стало известно недавно, даже намерена расшириться.

По мнению гендиректора ОАО «Приморгражданпроект» Евгения Мельникова, в первую очередь следует построить мосты с Эгершельда на остров Елены и с Елены на Русский. Тогда появится дорожное кольцо, и часть контейнеровозов из торгового порта сможет уходить на Русский и на трассу Патрокл — Седанка, не перегружая и без того коллапсирующий центр. В перспективе, считает Мельников, нужно подумать и о строительстве моста с Эгершельда (район Крестовой сопки) на Чуркин. Тем самым будет создано «малое кольцо». К тому же, сообщает генеральный директор ОАО «ВМТП» Константин Соколов, порт намерен развиваться: сейчас он принимает ежедневно около 400 только большегрузных автомобилей, а в недалекой перспективе их количество вырастет вдвое. 

Общая протяженность новой дороги составит около 20 км. «Не умаляя значения объектов, построенных к саммиту АТЭС, могу сказать: ВКАД будет значительно сложнее», — признал Вильчинский. Если при подготовке к саммиту действовал упрощенный порядок изъятия земельных участков у собственников, то теперь этого не будет. Зато и проектирование, и строительство, и принятие дороги в эксплуатацию могут вестись поэтапно — каждый из участков может строиться и функционировать независимо от других. 

Идея, конечно, хорошая, да и на картинках ВКАД производит впечатление, а тоннель или эстакада появится у Спортивной гавани — это уже частности. Вопрос в другом: где взять деньги? По словам Вильчинского, первый вариант ВКАДа оценивается в 48,6 млрд рублей, второй — в 46,7 млрд. «Первый путь — использование средств трех бюджетов — федерального, краевого и городского. Второй путь — заключение концессионного соглашения с инвестором, который за свои средства строит дорогу и берет ее в эксплуатацию. Тогда дорога будет платной. После того как проект окупится (в договоре будут указаны нормы прибыли), ее передадут городу и она будет работать уже на обычной — бесплатной основе, — говорит Вильчинский. — Вопрос пока не решен, вчера полпред Трутнев на совещании идею в принципе одобрил и поручил городу приступить к проектированию. Но чтобы его начать, нужно решить вопрос с финансированием. Поэтому мы готовим оба варианта: конкурс на определение концессионера и предложения для включения объекта в федеральную целевую программу».

Добавим, что Юрий Трутнев на совещании во Владивостоке высказался очень осторожно, что позволило оптимистам и скептикам интерпретировать его слова полярно: идею поддержал, но денег пока обещать не стал. «Как идея мне предложение понравилось… Но проекты, требующие серьезных денежных расходов государства, когда речь идет о десятках миллиардов рублей… нельзя рассматривать на уровне идей… Мы договорились, что город вместе с краем подготовит проект экономически, и если все сойдется, я с удовольствием буду его поддерживать», — сказал полпред президента в ДВФО. 

Если же не сойдется (а этот вариант вероятен уже потому, что лишних денег сейчас нет ни в краевом, ни в федеральном бюджетах), придется искать инвесторов. Известно, что глава Владивостока Игорь Пушкарев уже предложил участие в проекте корейскому бизнесу.

№ 233 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 17 апреля 2014
Статьи из этого номера:

НеГУМанный подход

Подробнее

«Недоразвитый» остров

Подробнее

Ремонт с «отмывом?»

Подробнее