Экология

Угольный пыл

Эксперты о строительстве угольного терминала в Уссурийском заливе: губернатор дезинформирован!

Планы холдинга «Сибирский деловой союз» (СДС) построить угольный терминал в одной из бухт Уссурийского залива вызвали серьезную озабоченность экспертного сообщества. Данный вопрос стал предметом обсуждения на заседании Общественного экспертного совета (ОЭС) по вопросам экологической безопасности при губернаторе Приморья, состоявшемся 29 апреля.

По словам заместителя гендиректора ОАО «ДНИИМФ» Евгения Новосельцева, изначально речь шла о строительстве ОАО «ХК СДС-Уголь» угольного терминала закрытого типа мощностью 20 млн тонн в бухте Суходол. Однако изучение подготовленного для общественных слушаний документа принесло ряд неприятных открытий. Во-первых, терминал планируется разместить не в Суходоле, а в соседней бухте Теляковского (не путать с одноименной бухтой в Хасанском районе). Во-вторых, он будет открытым — со всеми вытекающими последствиями. «Тем самым нарушены постановление правительства и соглашение с администрацией Приморского края, дезинформирована общественность, — считает Новосельцев. — Видимо, введен в заблуждение и губернатор Владимир Миклушевский, который говорил о закрытом терминале в бухте Суходол…» Терминал в предлагаемом варианте выведет из хозяйственной деятельности огромные территории и акватории; здесь предстоят масштабные дноуглубительные работы, развитие марикультуры в данном районе станет невозможным. «Закрытые технологии применяются уже около 30 лет. При их использовании уголь не имеет прямого контакта с окружающей средой. А здесь нам предлагают технологии не XXI, а ХХ века!» — говорит Новосельцев. По его словам, лучше построить терминал на территории ЗАТО Фокино, где уже запланирован такой же объект. А в крайнем случае вернуться к озвученному ранее варианту и строить собственно в бухте Суходол, где дноуглубительных работ потребуется меньше. И в любом случае терминал должен быть закрытым. 

«На бухте Теляковского будет очень серьезно сказываться воздействие штормов, цунами и других катаклизмов, — говорит Владимир Раков, главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, доктор биологических наук. — При хранении и перевалке угля будет подниматься очень много пыли, которая будет попадать на морские акватории». По словам Ракова, от пылевого шлейфа пострадают пляжи западного берега Уссурийского залива — и всенародно любимая Шамора, и Емар с ВДЦ «Океан», и игорная зона в Муравьиной. Ни к чему хорошему не приведет и сброс балкерами балластных вод. «Лучше строить здесь не угольный порт, а рыбный кластер, как и было заявлено. Кстати, как раз в бухте Теляковского есть заброшенные убежища для самолетов, которые идеально подойдут под холодильники для рыбного кластера», — считает Раков.

Генеральный директор ООО «Морской порт Суходол» Павел Колбасюк заявил: «На все ваши вопросы у нас есть ответы. Экологическая экспертиза будет проведена в срок. Мы намерены построить самый современный и безопасный угольный терминал не только в Приморье, но и в России». На прямой вопрос заместителя председателя ОЭС академика Петра Бакланова о том, будет ли терминал закрытым или открытым, Колбасюк ответил: «Все процессы на терминале будут проходить закрыто. А если не будет крыши,  это не принципиально…» 

12 мая в Романовке (Шкотовский район) должны состояться общественные слушания по проекту строительства угольного терминала в бухте Суходол — или, если быть точным, в бухте Теляковского. Между тем, согласно данным из администрации Шкотовского района, еще в 2013 году земельный участок площадью более 700 га, прилегающий к указанным акваториям, был передан районной властью в 49-летнюю аренду ООО «Морской порт Суходол» для строительства портовых мощностей.

№ 235 / Сергей ПАВЛОВ / 30 апреля 2014
Статьи из этого номера:

Прощание с «партизанами»

Подробнее

Угольный пыл

Подробнее

Почетные грабли

Подробнее