Экономика

Рыбные места

Рыбный кластер предполагается разместить в бухте Суходол

Во вторник во Владивостоке состоялась публичная защита предварительной концепции рыбопромышленного комплекса, который должен стать ядром приморского рыбного кластера. Заказчиком выступило Инвестиционное агентство Приморского края, исполнителем — Исследовательский институт Номура (Япония).

Были проанализированы 16 площадок на юге Приморского края — от бухты Троицы до порта Восточного. Подходящими признаны три: район бухты Суходол на восточном берегу Уссурийского залива (основной вариант — мыс Виноградного, резервный — мыс Азарьева), бухта Пяти Охотников (там же, на побережье Шкотовского района; интересно, что здесь ранее планировали строить одну из «суперверфей», но о ней давно ничего не слышно), а также окрестности Славянки (поселки Рыбак или Нерпа).

Некоторое время назад стало известно о планах Сибирского делового союза построить в Суходоле (вернее, в соседней бухте Теляковского) угольный терминал. Оказывается, администрация Шкотовского района уже передала ООО «Морской порт Суходол» более 700 га в этом месте в 49-летнюю аренду под строительство порта. Эти планы разработчики концепции считают угрозой для рыбного кластера. «Данная информация появилась уже после того, как мы начали заниматься проектом. Полагаем, эти вопросы рассмотрит администрация Приморского края и примет решение. Это не одно и то же место, но волнения возникают. Мы планируем продолжать исследовательские работы и взаимодействовать с краевой администрацией», — заявил старший консультант токийского офиса Института Номура Хеидуки Ямада.

Депутат Думы Владивостока, ветеран Востокрыбхолодфлота Александр Юртаев поинтересовался, будут ли задействованы имеющиеся портовые и холодильные мощности владивостокского рыбного порта. Вице-губернатор Сергей Сидоренко в ответ предложил равняться на ближайших соседей по Японскому морю: «Они, создав несколько кластеров, планируют создавать еще… Мы же, построив 40 лет назад холодильные мощности, рассчитанные на неделю работы приморского флота, теперь говорим: давайте зацепимся за этот кусочек… В Корее, Японии и Китае создается порт, вокруг него через 15–20 лет вырастает новый город — есть пример того же Пусана. Почему нам не пойти тем же путем?»

Главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН — профессор ДВФУ и Дальрыбвтуза доктор биологических наук Владимир Раков озабочен кадровым вопросом: «Подготовка специалиста занимает несколько лет. Сделан ли социальный заказ для наших учебных заведений? Или работать здесь будут гастролеры из Москвы и иностранцы?» Генеральный директор ОАО «ДНИИМФ» Ярослав Семенихин (данный институт также принимал участие в разработке концепции) ответил: «Мы в самом начале пути, и можно сказать, что мы впервые стоим на правильном пути развития. Опережать события, делая заказ на подготовку кадров сегодня, не решив других вопросов, было бы нецелесообразно. Безусловно, мы займемся этим, когда будут продуманы вопросы государственного участия и частного участия. Вопрос правомерен и правилен, и мы его поставим на соответствующем этапе».

Что касается участия государства, то, по словам Сидоренко, рыбный кластер планируется оформить как территорию опережающего развития, предполагающую серьезные льготы для инвесторов. «В чем можно рассчитывать на участие государства — это инфраструктура. Когда будет создана инфраструктура, сюда зайдет российский бизнес. Интерес уже выказан, компании ждут сконцентрированных и выраженных нормативными актами предложений для инвесторов», — заявил Сидоренко. По его словам, территория в районе Суходола может развиваться как многофункциональная портовая зона, не ограничиваясь только рыбой: «Это одна из интереснейших площадок для развития новой портовой зоны. Это может быть не только рыбный кластер, «сухой порт», иные портовые мощности… Может быть и угольный терминал, если будут соблюдены все экологические требования. В целом зона очень интересная, это одна из точек перспективного развития Приморского края в рамках развития владивостокской агломерации».

 

№ 238 / Виталий ДАМАНСКИЙ / 22 мая 2014
Статьи из этого номера:

Палки в колесах

Подробнее

Приморье, которое нас теряет

Подробнее

Рыбные места

Подробнее