Место событий

Система коридорная

Российский уголь пошел в Китай через КНДР, и это тот случай, когда экономика — одновременно и политика

Система коридорная

Мы уже были здесь почти год назад, когда открывалось движение по только что реконструированному участку железной дороги от нашего Хасана до северокорейского Раджина (54 км). Теперь в порту Раджин создан угольный терминал, и отсюда пошел на экспорт кузбасский уголь.  

В порту — технический интернационал: русские краны «Витязь», финские Mantsinen, китайские самосвалы Howo. Под ногами жирно хрустит угольная крошка, у пирса — китайское судно Jin Hai Zheng. Спецмашина распыляет воду, прибивающую угольную пыль (терминал — открытого типа; такой хотят построить и в Приморье, наши экологи выступают против — и правильно делают, конечно).

На митинге, посвященном пуску перегрузочного комплекса, министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су заявил об открытии нового транспортного коридора, связывающего Европу и Азию. «Мы будем выполнять все наши обязательства. Этот коридор должен стать мостом дружбы», — сказал он. 

Проект экономический, но не только; президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин признал, что при реализации таких международных проектов крупные компании, подобные РЖД, «частично используются государством для реализации определенных внешнеполитических целей». В данном случае цель — разрядка на Корейском полуострове. Пуск поездов по маршруту «Хасан — Раджин» рассматривается как первый шаг к восстановлению Транскорейской магистрали. 

— Не считаю возможным дискутировать на тему о перспективах экономического сотрудничества или объединения на Корейском полуострове, но глубоко убежден, что развитие экономических связей будет способствовать стабилизации и нормализации обстановки на полуострове, — заявил в Раджине Якунин, назвав восстановление Транскорейской железной дороги шагом «востребованным» и «необходимым». — Существующее сегодня резкое разделение не соответствует интересам ни одной, ни другой стороны. 

Если ранее говорили о международном контейнерном транзите (АТР — Раджин — Транссиб — Европа), то сейчас мы видим в Раджине только перевалку экспортного угля. Глава РЖД говорит о политической подоплеке: 

— Периодически возникают пики напряженности. Контейнеропригодные грузы — это прежде всего грузы из Южной Кореи. Мы отдавали себе отчет в том, что на этот поток пока рассчитывать не можем, и вместе с северокорейскими коллегами приняли решение переключиться на навалочные, сыпучие грузы. Надеемся на то, что здесь будут и контейнерные грузы. Тогда будем делать еще один терминал.

Именно в расчете на рост грузоперевозок, добавил Якунин, взят курс на развитие БАМа и Транссиба. Отвечая на вопрос о том, будет ли модернизирован участок «Хасан — Барановский» («слабое звено» между корейскими железными дорогами и Транссибом), глава РЖД ответил: «Это зависит от потребностей. Будет грузовая база — будем модернизировать». 

…Северная Корея, безусловно, меняется. Свободная экономическая зона «Расон», куда входит порт Раджин, тому подтверждение. Идеи чучхе («опора на собственные силы»), как видим, не препятствуют постепенной «интеграции в мировое сообщество». Но и меняясь — КНДР остается собой («Жить по-нашему!» — говорил Ким Чен Ир). Портреты вождей, огороды на каждом клочке земли вплоть до косогоров и погранзастав, аскетизм, граничащий со святостью. На въезде в КНДР таможенник спрашивает, не везем ли мы «пропаганду», книги, иконы. У коллег с ТВ на обратном пути потребовали удалить часть видеофайлов с флэшек — что ж, в каждом монастыре свой устав… Знакомые «хасанские» пейзажи. Тихие улочки Раджина, выкрашенные в теплые тона дома, цветы на каждом балконе, уличные фонари на солнечных (!) батареях. В уличной кафешке двое мужичков в майках спасаются от жары холодным китайским пивом. В какой-то лавке покупаем такого же. Продавщица охотно берет юани, немного поломавшись — и доллары…

Страна небеспроблемная — но покажите мне беспроблемную. Да, здесь меньше страдающих ожирением, чем в России, но тем хуже для России. 

Те, кто впервые в Северной Корее, хотят купить на память значки с Ким Ир Сеном.

— Они не продаются, — отвечают корейцы вежливо и твердо.

И это правильно. Не все должно продаваться, как уголь. 

№ 247 / Василий АВЧЕНКО / 24 июля 2014
Статьи из этого номера:

Ответа нет

Подробнее

После них хоть потоп?

Подробнее

Система коридорная

Подробнее