Экономика

​ТОРная дорога

Закон о дальневосточных территориях опережающего развития может быть принят уже в этом году

​ТОРная дорога

Уже на днях в Госдуму должен быть внесен законопроект о ТОРах — территориях опережающего развития, этой радикализированной версии свободных экономических зон, которые должны оживить депрессивные регионы Дальнего Востока, подобно уколу адреналина в сердце умирающего человека. В ходе выездного круглого стола комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, посвященного улучшению дальневосточного инвестиционного климата, первый вице-губернатор Приморья Александр Костенко попросил федеральных законодателей постараться принять этот закон до конца 2014 года.

Открывая круглый стол, председатель комитета Госдумы Николай Харитонов констатировал: Дальний Восток поставлен в неравные условия, а значит, не обойтись без помощи государства. «Институты развития годами не работают. А для чего развивать инфраструктуру, если продолжается отток населения? Здесь уже ощущается недостаток кадров, прежде всего высокой квалификации. Нужно создавать высокооплачиваемые рабочие места… Государство для Дальнего Востока должно быть как Арина Родионовна для Пушкина!» — заявил Харитонов.

Александр Костенко сообщил: «Нам крайне важно, чтобы закон о ТОРах, который вскоре будет внесен в Госдуму, был принят и вступил в силу до Нового года. Он важен не столько как финансовый инструмент, сколько с точки зрения создания условий для развития предпринимательской инициативы». Костенко рассказал, что Минвостокразвития отобрало из 12 предложенных краем проектов ТОРов пять. Первый из них — «ВНХК» в Партизанском районе (нефтехимический комбинат «Роснефти» под Находкой), который Костенко назвал «якорным проектом». Первая очередь должна быть введена в строй в 2021 году, третья — в 2029-м, количество новых рабочих мест — 10 тысяч. Вторая потенциальная ТОР — многопрофильная производственная площадка с мультимодальным транспортно-логистическим комплексом (что бы это ни значило) в Надеждинском районе. Инвестор — ООО «Инком ДВ», предполагается появление 700 рабочих мест, причем к этому проекту проявляют интерес компании Sumitomo, Daewoo и Mitsubishi. Третья территория опережающего развития — порт Зарубино, рассматриваемый в рамках развития транспортного коридора «Приморье-2» и с учетом потенциала Транссиба. Здесь инвестором выступает группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, ожидается появление 2000 рабочих мест. Затем идет проект московского «Агроинвеста» в Михайловском районе по переработке, хранению, перегрузке сельхозпродукции. И, наконец, остров Русский, который Костенко назвал «базовой площадкой для развития науки и новейших технологий».

Кроме того, Костенко предложил вернуть в законопроект о ТОРах нормы, которые предусматривал «закон о саммите АТЭС» (упрощенный выкуп земельных участков у собственников, ускоренное прохождение экспертизы, облегченное привлечение гастарбайтеров и т. п.). «Без этих норм мы бы АТЭС не построили, не уложились бы в сроки, практика подтвердила жизнеспособность этой схемы, — заявил Костенко. — Также предлагаем предусмотреть возможность передачи части функций по развитию ТОРов региональным управляющим компаниям. Сейчас эта позиция из закона исключена, что отталкивает приморский, дальневосточный бизнес. Фактически ТОРы переходят в управление только федеральных структур».

Принявший участие в работе круглого стола председатель приморского Законодательного собрания Виктор Горчаков попросил коллег внимательно посмотреть на работу железной дороги. «Реализация целой группы инвестиционных проектов предполагает интенсивную работу Транссиба. Сегодня их вряд ли возможно реализовать, — считает Горчаков. — Предполагается строительство по меньшей мере двух крупных портовых терминалов по транспортировке угля — вряд ли железная дорога способна справиться. Возможно, я ошибаюсь, но не могу молчать. Создание порта в бухте Троицы ставится под вопрос (видимо, имеется в виду вышеупомянутая ТОР на базе порта Зарубино. — Ред.), так же как и наращивание экспорта угля в Шкотовском районе, в районе Находки… Тема несимпатичная, но молчать о ней мы не можем, если говорим о реальном претворении в жизнь инвестиционных проектов. С этим связана и транспортировка зерна — речь идет о создании мощного перегрузочного элеватора на юге края и о других грузах».

Говоря о привлечении инвесторов, эксперты часто приводят в пример Калужскую область. Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь заметил, что калужский опыт нельзя механически перенести на Дальний Восток: «У нас нет такого рынка, как у Калуги рядом. Мы не можем воспроизвести те условия на Дальнем Востоке, поэтому опыт Калуги надо адаптировать и смотреть на специфику региона». Левинталь поддержал своего приморского коллегу Костенко, предложив прописать в законе участие субъектов федерации в управлении ТОРами и распределении средств. Кроме того, добавил Левинталь, ТОРы не охватывают весь Дальний Восток. «Эффект от ТОРов мы получим в лучшем случае лет через 10, а на остальной территории Дальнего Востока что в это время будет происходить? Может, лучше ввести такой же или хотя бы облегченный режим на всем Дальнем Востоке? — предложил Левинталь. — В свое время мы предлагали закон о подготовке к саммиту АТЭС распространить на весь Дальний Восток. Если у нас нет своих ресурсов — дайте возможность привлекать их извне…»

На это Николай Харитонов ответил: «Любое законодательное собрание обладает правом законодательной инициативы. Не относитесь к закону по-дежурному. Своей рукой впишите свои предложения». В заключение он заверил: «Созданный по итогам круглого стола документ будет направлен президенту страны, председателю правительства, в отраслевые министерства. Следующая задача — контролировать исполнение наших решений».

№ 258 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 09 октября 2014
Статьи из этого номера:

​Инвестор? Беги и не оглядывайся

Подробнее

​Осторожно: черные риелторы!

Подробнее

​ТОРная дорога

Подробнее