Экономика

​«Сила Сибири»: что сделано?

Масштабные работы уже начаты всеми участниками процесса

​«Сила Сибири»: что сделано?

За тот небольшой период времени, что прошел с 1 сентября, когда в Якутске состоялась церемония сварки первого стыка трубопроводной системы «Сила Сибири», дочерние компании «Газпрома» продолжили поистине масштабные работы над проектом.

В ближайшие четыре года предстоит построить первую очередь газопровода от Чаяндинского месторождения в Якутии до города Свободного в Амурской области и границы с Китаем. За это время необходимо обустроить месторождения и подготовить их к добыче, построить предприятия по подготовке газа и его переработке. Одним словом, всё придется делать одновременно и в сжатые сроки.

Успеем ли? Успеем, заверили региональных журналистов, собравшихся в Томске в офисе ООО «Газпром трансгаз Томск», руководители пяти дочерних компаний ОАО «Газпром», чьи проекты увязаны с проектом «Сила Сибири». Все компании — не новички в своем деле. За плечами у каждой годы работы в суровых условиях Сибири и Арктики.

Синхронное плавание

Работать синхронно предстоит ООО «Газпром трансгаз Томск», ООО «Газпром геологоразведка»,
ООО «Газпром добыча Ноябрьск»,
ООО «Газпром добыча Иркутск»,
ООО «Газпром переработка». Собственно, почему предстоит? Работы уже начаты всеми участниками процесса. Все ориентированы на 2018 год.

Если говорить обо всех участниках процесса в целом, то стадии работ над объединенным проектом у всех компаний примерно одинаковы: полным ходом оформляются земли, создаются промплощадки, происходит поставка материалов и техники, проводятся конкурсы по выбору подрядчиков, идут набор и обучение кадров и завершается разведка сырьевой базы. Что касается конкретики, то своя специфика есть везде.

Старт всего большого проекта вошел в активную стадию после подписанного в мае долгосрочного договора о поставках в Китай российского трубопроводного газа и решения строить газотранспортную систему для обслуживания этого договора.

Генеральный заказчик

Компания «Газпром трансгаз Томск» выбрана исполнителем самого крупного в России инвестиционного проекта «Газпрома» неслучайно. В этом году компании исполнилось 37 лет. На сегодня это крупнейшее газотранспортное предприятие «Газпрома», работающее в 13 регионах Сибири и Дальнего Востока. Его коллектив насчитывает более 7000 работников. В сферу деятельности компании входит эксплуатация более 9000 километров магистральных газо- и нефтепроводов, включая газопровод «Сахалин—Хабаровск—Владивосток».

— Везде, где мы строим, мы являемся и эксплуатирующей организацией, — говорит генеральный директор «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов. — Мы приходим на территорию на десятки лет.

Говоря о газотранспортной системе (ГТС) «Сила Сибири», Анатолий Титов подчеркнул, что, несмотря на столь значительный опыт, те работы, что предстоит сделать по этому проекту, можно смело охарактеризовать как пионерные. Трассу будущего трубопровода нельзя назвать легкой. Протяженность 4000 километров, климатические условия от минус 60 зимой до плюс 40 летом, большие перепады высот, сейсмически активные участки и болота — вот те непростые условия, в которых придется работать. «Сила Сибири» приблизится к ВСТО на расстояние от 1 до 5 километров, и не менее.

Для строительства газопровода уже создано пять региональных управлений по строительству объектов (РУСО) в городах Олекминск, Алдан, Нерюнгри, Сковородино и Свободный. А в 2013 году создано Линейно-производственное управление в городе Ленске.

Руководители пяти дочерних компаний ОАО «Газпром», чьи проекты увязаны с проектом

«Сила Сибири». Все компании — не новички в своем деле

— Набор кадров на местах и обучение их на собственной учебной базе, каковым является Корпоративный институт в городе Томске, — это принцип компании, — говорит Анатолий Титов. — За четыре года, что будет строиться «Сила Сибири», мы подготовим кадры для эксплуатации газопровода.

Непосредственно в прокладке газопровода будут участвовать российские компании, которые «Газпром» привлечет на конкурсной основе. Кстати, уже состоялись конкурсы на проведение подготовительных работ: расчистка трассы, организация площадки под материальную базу, склад труб и пр. в городе Ленске. В адрес компании отгружено более 60 тысяч тонн труб российского производства. Для газопровода заказано всё оборудование длительного изготовления, в том числе газоперекачивающие агрегаты для компрессорных станций, запорная арматура и пр.

Справка. К 2014 году на востоке страны полноценно были созданы Сахалинский и Камчатский центры газодобычи. Активное развитие других двух — Якутского и Иркутского — началось с этого года и связано с успешным завершением переговоров с Китаем о поставках крупных объемов трубопроводного газа с российских восточных месторождений. Основным месторождением Якутского центра станет Чаяндинское, Иркутского — Ковыктинское.

Запасы досчитываются

Тем временем ООО «Газпром геологоразведка» завершает работы по подсчету промышленных запасов Чаяндинского месторождения. По словам генерального директора компании Алексея Давыдова, в следующем году планируется завершить все полевые работы и в 2016-м представить итоговый отчет о запасах в государственную комиссию по запасам (ГКЗ). Добычу на Чаянде будет вести ООО «Газпром добыча Ноябрьск», компания разрабатывает месторождения Ямало-Ненецкого АО и Камчатского края. По словам генерального директора Константина Степового, месторождение сложное, содержащее нефть, газовый конденсат и стратегический ресурс — гелий.

Для добычи нефти и газа в общей сложности придется построить более 600 скважин. На этапе освоения потребуется около 3000 специалистов. В дальнейшем эксплуатация будет осуществляться по принципу «малолюдных технологий», который компания успешно использует на Ямале.

Успешно прошла приемочные испытания установка мембранного разделения газа, отметил Константин Степовой. Она будет использоваться для понижения концентрации гелия в природном газе Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Мембранная установка оставит в составе природного газа столько гелия, сколько его потребуется для дальнейшей переработки на газоперерабатывающем заводе в Амурской области. Остальной гелий будет вновь закачиваться в пласт.

Что касается Ковыктинского месторождения, то его доразведка продолжится до 2017 года. Осваивать Ковыктинское будет ООО «Газпром добыча Иркутск». Генеральный директор компании Андрей Татаринов, говоря о планах подготовки месторождения к добыче, сделал акцент на его уникальных масштабах и сложности одновременно. Сегодня оно находится на стадии опытно-промышленной разработки. Предстоит найти ответы на ряд важных вопросов, которые лягут в схему проектирования разработки месторождения, отметил Андрей Татаринов.

Предпродажной подготовкой газа, который пойдет по трубе «Сила Сибири», займется ООО «Газпром переработка». Генеральный директор компании Юрий Важенин пояснил, что после подписания майского контракта на поставки газа в Китай работа над этой частью Восточной газовой программы резко активизировалась. С учетом сжатых сроков предусмотрено веерное проектирование Амурского ГПЗ. Проект разделен на шесть независимых этапов.

— Проект заказан двум консорциумам, — говорит Юрий Важенин. — По итогам их работ компания определится с технологией, а далее — этап подготовки рабочей документации проекта. По первому этапу проектирования закончен весь комплекс инженерных изысканий. Ведется выделение земель под строительство, проектируются вспомогательные объекты, которые нужны при любой технологии. Уже направлена заявка на подключение будущего завода к источнику электроснабжения.

При эксплуатации ГПЗ ставка сделана на местные трудовые ресурсы, которые будут готовить Амурский государственный университет и Томский политехнический университет. Для проживания персонала предусмотрено строительство нового микрорайона в городе Свободном.

Газомоторное дешевое топливо

Приоритетной является и газификация регионов, через которые пройдет магистральный газопровод «Сила Сибири». В Томске журналистам показали преимущества газификации на примере газозаправочной станции. Так вот, стоимость затрат на газомоторное топливо при одинаковом пробеге автомобиля почти в два раза ниже, чем на бензин. О пользе для экологии и говорить нечего, учитывая, что основным загрязнителем воздуха в городах является автотранспорт.

Год назад в «Газпроме» создано специализированное предприятие «Газпром газомоторное топливо». Оно и займется строительством газозаправочных станций в дальневосточных регионах.

№ 260 / Сергей Иванов / 23 октября 2014
Статьи из этого номера:

​Кедры решают всё

Подробнее

​Зеркало бездушия

Подробнее

​«Сила Сибири»: что сделано?

Подробнее