Экология

​Зеленая улица

Чиновники, бизнесмены и ученые выступили единым природоохранным фронтом

​Зеленая улица

Приморье переживает новую волну индустриализации: «Газпром» собирается строить завод СПГ в одном курортном районе, «Роснефть» — нефтехимкомбинат в другом, растет экспорт угля через порты Приморья, случаются скандалы с нефтяными разливами, происходят какие-то процессы и в судостроительной отрасли. Все эти вопросы, вызывающие понятные опасения со стороны экологов, обсуждались на острове Русском в ходе 8-го международного экологического форума «Природа без границ», организаторами которого выступили администрация Приморского края, ДВФУ и Российский национальный комитет содействия программе ООН по окружающей среде. Главной темой форума было заявлено взаимодействие «индустриализаторов» и ученых-экологов при реализации инфраструктурных проектов.

Во-первых, уже в части организации форума следует отметить тот факт, что в президиуме и зале соседствовали друг с другом чиновники, академические ученые, экологи и представители «реального сектора экономики». Как отметил директор Амурского филиала WWF России Юрий Дарман, «Мы хотим доказать, что эти сферы (бизнес, власть и экология. — Ред.) могут успешно сосуществовать». Во-вторых, партнерами форума выступили группа компаний «Транзит ДВ», госкорпорация «Росатом», Восточная нефтехимическая компания «Роснефти» и др., то есть они выражают готовность не только взаимодействовать с экологами, но и прямо им помогать. «Только открытый диалог и честная игра сделают возможным союз экологов и предпринимателей, которые могли бы совместными усилиями воплощать экономически выгодные и безопасные проекты», — сказал вице-президент Российского национального комитета содействия программе ООН по окружающей среде («ЮНЕПКОМ») Виктор Усов. В-третьих, следует констатировать прикладной характер выступлений участников форума — здесь не только звучали обязательные общие слова, но и обсуждались конкретные вопросы природоохранной тематики.

Общие принципы…

— В Приморье сейчас реализуется около 30 крупных инвестиционных проектов, сопоставимых с саммитом АТЭС. Такого строительства здесь не велось несколько десятилетий. Все проекты должны соответствовать самым строгим экологическим стандартам, вся хозяйственная деятельность требует выверенного, взвешенного подхода, — заявил на открытии форума губернатор Владимир Миклушевский. — Приглашаем экологическую общественность края участвовать в разработке программы развития Приморья. Нам, например, крайне важно, чтобы перевалка пылящих грузов в портах была прекращена. Я подписал распоряжение по ограничению строительства новых терминалов для пылящих грузов, по нашей инициативе в Госдуму внесен законопроект, ограничивающий перевалку угля открытым способом, и мы будем бороться за то, чтобы он был принят. Особого внимания требует экологическая безопасность моря — за последние несколько месяцев несколько раз случалось загрязнение прибрежных вод нефтепродуктами. К счастью, мы быстро ликвидировали последствия, но все понимают, что они могли быть более тяжкими. Поэтому я обратился в правительство с просьбой запретить бункеровку судов в открытом море. В этом году форум проходит в принципиально новом формате, наша задача — наладить эффективный диалог между экологами и бизнесом. Успешное развитие региона напрямую зависит от того, насколько рационально и бережно будут использоваться те богатства, которые подарила нам природа.

Из конкретных направлений губернатор отметил проекты по переработке и утилизации бытовых и промышленных отходов (об этом — ниже). Кроме того, по его словам, большой интерес представляют предложения ученых ДВО РАН по переработке отходов деревообрабатывающей и горнометаллургической промышленности.

— Если мы говорим об устойчивом развитии экономики, то новые производства не должны нарушать существующий экологический баланс. Когда в бухте Козьмина планировалась перевалка нефтепродуктов, мы вместе с экологами сломали много копий. Сегодня мы видим, что не настолько был страшен тот «черт». Надо посмотреть и другие проекты — «Газпрома», «Роснефти». Не для того, чтобы добиться компромисса — в данном случае это неправильное слово, а для того, чтобы добиться внедрения тех технологий, которые сохранят природу, — считает заместитель председателя Законодательного собрания Приморского края Джамбулат Текиев.

Среди общественных советов при губернаторе Приморья есть и совет по экологической безопасности. Его председатель директор Биолого-почвенного института ДВО РАН академик Юрий Журавлев заявил:

— Население уезжает с Дальнего Востока, уезжает даже из Приморья — лучшего места на Дальнем Востоке. Значит, не все пока благополучно у нас, необходимо что-то менять в отношениях между властью, населением и бизнесом. Это касается и улучшения экологической ситуации. Случайное расположение индустриальных объектов будет неправильным. Оно должно отражать ситуацию, сложившуюся естественным путем, и учесть все данные по биоразнообразию. Мы ставим себе задачу способствовать индустриализации ПК, это очень важно, иначе нам не справиться с «демографическим крестом». Индустриализация неизбежна, но она должна вестись с минимальным ущербом для природы и благополучия населения. Состав нашего общественного совета показывает, что власть намерена решать проблемы не приказным порядком, а опираясь на научное знание.

Если понимание между властью и экологами уже есть, то с бизнесом остаются вопросы, признал академик Журавлев, приведя в пример проблему, связанную со строительством в приморских портах угольных терминалов:

— Бизнес здесь пока не вполне определился. Представители бизнеса говорят: хорошо, будем все делать в закрытом варианте, но, когда наши эксперты начинают смотреть документы, закрытость оказывается только на бумаге, фактически речь по-прежнему идет о терминалах открытого типа. Есть проблемы, над которыми нам еще предстоит работать. Какими-то результатами мы довольны, многими — нет, потому что в короткий срок решить все накопившиеся проблемы невозможно.

…и конкретные проекты

Одна из конкретных тем, обсуждавшихся на форуме, — утилизация отходов. Заместитель директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Альтаир Тюменев признал, что в регионе пока нет четкой системы переработки отходов. Но уже ведется реализация целого ряда перспективных проектов.

Первый заместитель директора Инвестиционного агентства Приморского края Елена Яскевич рассказала о проектах переработки твердых бытовых и опасных отходов. Агентство сейчас ведет три проекта: по созданию индустриального парка в сфере переработки отходов, строительству комплекса по переработке и обезвреживанию промышленных отходов, а также производственного комплекса по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в Партизанском районе.

Свое слово сказал и бизнес. Так, глава компании «Примтехнополис» Иван Скогорев считает, что необходима тщательная работа в сфере сортировки отходов и правильной утилизации особо опасных бытовых предметов, и названная фирма уже работает в этом направлении. Глава компании «Гидрокор» Олег Гладштейн представил проекты мусорохранилищ со специальными защитными экранами, которые планируется внедрить в крае. ООО «Гранула» занимается переработкой пластиковых бутылок и внедряет проект по установке урн-пирамид для сбора этого мусора (они уже появились во Фрунзенском районе Владивостока). По словам и. о. начальника управления охраны окружающей среды и природопользования администрации Владивостока Натальи Федорец, в городе уже реализуется несколько экологических проектов, в соответствии с которыми отдельно утилизируются пластик, стекло и железо. Причем бюджетных затрат удалось избежать: в селекционном сборе мусора заинтересованы частные компании, для которых отходы — это сырье.

По поручению губернатора Приморья в 2015 году начнется проектирование пяти межмуниципальных центров по переработке ТБО, в дальнейшем будут реконструированы и девять действующих полигонов ТБО.

Другой конкретный вопрос — предотвращение разливов нефти в море, в том числе при бункеровке судов. Буквально на днях в связи с очередным разливом нефти у Славянки мишенью для критики стало ЗАО «Востокбункер», входящее в группу «Транзит ДВ». Что характерно, эта компания не только стала партнером «Природы без границ», но и выдвинула ряд конкретных предложений для недопущения подобных ЧП впредь. Коммерческий директор ЗАО «Востокбункер» Виталий Никитенко сообщил участникам форума, что перекачка топлива с танкера на танкер регулярно проводится прямо на рейде Владивостока, в проливе Босфор-Восточный: «Нередко эти бункеровки осуществляются судами под иностранными флагами. Экипажи танкеров не выставляют боновые заграждения, допускают иные нарушения…» Никитенко представил проект единого бункеровочного супермаркета, который может появиться в Хасанском районе. Для этого предполагается выделить участок акватории, где проводилась бы бункеровка судов на рейде с соблюдением всех правил, что гарантирует и экологическую безопасность, и ответственность за возможные ЧП. «Приятно услышать от компании, которая занимается бункеровкой, предложение с перспективами минимального воздействия на окружающую среду», — заметил академик РАН директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов. Предложение о поддержке проекта вошло в итоговую резолюцию форума «Природа без границ».

№ 261 / Сергей ПАВЛОВ / 30 октября 2014
Статьи из этого номера:

​Первые почетные

Подробнее

ПроТОРит идущий

Подробнее

​Приморье: дорожная карта

Подробнее