Экономика

​Приморье: дорожная карта

Вице-губернатор Олег Ежов — о новых и старых трассах, развязках, «леопардовом» тоннеле и других новостях дорожного хозяйства Приморья

​Приморье: дорожная карта

Дороги — тема, волнующая всех. На вопросы «Новой во Владивостоке» о дорогах отвечает вице-губернатор Приморского края Олег Ежов, курирующий эту сферу.

— Дороги остаются в числе наших приоритетов. Мы тратим на дороги свыше 7 миллиардов краевых денег, а вместе с федеральными — около 9 миллиардов рублей в год. Немногие субъекты РФ могут себе позволить тратить подобные суммы на дороги; это обусловлено тем, что в Приморье дорог много, их общая протяженность составляет около 9000 км. Кроме того, автомобилизация края очень высока. Железная дорога действует практически только в направлении Хабаровска, в другие места приходится добираться автотранспортом. Поэтому даже тупиковым направлениям, ведущим в три-четыре деревни, мы уделяем много внимания. Дорога для таких поселений — связь с внешним миром. Факт существования в глубинке дороги в нормальном состоянии — признак того, что люди все еще живут в цивилизации, чувствуют себя причастными к «большой земле» и XXI веку.

Есть задача оптимизировать расходы — выбрать приоритетные направления, добиться максимально качественного выполнения работ как по строительству новых дорог, так и по ремонту и содержанию существующих.

— Среди приоритетов — «М-60», где ведется ремонт…

— Это единственная в крае федеральная трасса, поэтому там работает ФКУ «Дальуправтодор», подведомственное Федеральному дорожному агентству. Участок Владивосток — Уссурийск уже отремонтирован и заасфальтирован, сейчас идет доводка — ставятся ограждение и знаки, наносится разметка. Думаю, к концу года работы будут завершены. Уссурийск «приблизится» к Владивостоку — уже сейчас живущие в пригороде Владивостока отмечают, что утром до Уссурийска можно доехать быстрее, чем до центра приморской столицы.


— Военные даже посадили на эту дорогу в районе Кремово штурмовик. Часто говорят о грузовиках, разбивающих дороги. А самолеты в этом плане не опасны?

— Штурмовик «Су-25» с полной боевой нагрузкой весит куда меньше, чем большегрузный автомобиль. Была поставлена задача отработать в рамках учений Восточного военного округа посадку самолета на трассу, она была выполнена. Я вас уверяю: эта дорога сможет выдержать и военно-транспортный самолет — он весит 40–45 тонн, тогда как хороший большегруз — до 60–65 тонн.

Грузовой транспорт действительно создает много проблем, учитывая наш климат и колебания температуры. Мы вынуждены вводить сезонные ограничения предельной нагрузки на ось. Естественно, все нарушают эти требования, и дороги просто погибают под колесами большегрузной техники. Сейчас в рамках государственно-частного партнерства мы хотим внедрить в Приморье автоматизированные мобильные комплексы весового контроля. Этот шаг должен существенно увеличить поступления в краевой бюджет, потому что штрафы за соответствующие нарушения поступают в дорожный фонд субъекта напрямую. То есть затраты на комплексы «отбиваются», оборачиваясь новым денежным потоком в дорожный фонд (в этом уже достигли больших успехов Москва и Московская область). Комплексы дорогие — каждый из них обходится примерно в 30 миллионов рублей, поэтому сейчас мы просчитываем экономику. Уже есть инвестор, готовый в рамках концессии установить эти комплексы, причем они будут находиться в собственности Приморского края. У инвестора свой интерес — он будет получать определенную сумму за эксплуатацию этих комплексов, чтобы оправдать свои затраты. Думаю, это приемлемая схема, регионы так работают. Нам необходимо сберегать колоссальные деньги, которые мы вкладываем в дороги, и один из действенных способов — контроль и штрафы. Даже если представить, что все вдруг начнут соблюдать ограничения и штрафов не будет, мы все равно окажемся в выигрыше, ведь дороги будут сохраняться, мы будем тратить меньше денег на их содержание и ремонт.

— Как продвигается строительство новой дороги Владивосток — Находка — порт Восточный?

— В Артеме, в районе трикотажной фабрики и магазина «Три кота», уже стоит практически готовая развязка — «полный клевер», четыре кольца. По ней будет идти новая дорога (от Заводского по низине, северный обход Артема) и уходить в сторону Романовки и Петровки. Этот этап мы планируем сдать в 2016 году. Следующим этапом должен стать обход ЗАТО Фокино, который сразу же даст серьезный эффект. Летом, когда все едут в сторону ливадийских пляжей, узким местом оказывается именно район Фокино и Домашлино: дорога идет по территории городского округа, обгон почти везде запрещен.

Обход Фокино обойдется в 1,4 миллиарда рублей. Вся дорога до Восточного (она должна быть построена к 2020 году) — примерно в 70 миллиардов. Ожидается, что этот проект будет реализован с применением механизмов государственно-частного партнерства. Будем привлекать инвесторов, а значит, придется вводить на каких-то участках платный проезд (при обязательном наличии бесплатной альтернативы). После строительства этой дороги расстояние от Владивостока до Находки сократится примерно на 40 км, не говоря о том, что дорога будет спрямленной, четырехполосной и позволит двигаться с большей скоростью, чем сейчас. Тогда мы сможем говорить о полуторачасовой доступности Находки (в случае с Уссурийском уже говорим о практически часовой доступности). Это будет серьезным шагом в развитии агломерации юга Приморья.

— Недавно стало известно о срыве строительства развязки у поселка Нового на «дефризовской» трассе…

— Как это ни прискорбно, московский подрядчик, ЗАО «Стройинвестмеханизация», не выполнил своих обязательств, и мы подали на расторжение контракта. Нашли внутренние ресурсы, поговорили с нашими партнерами и решили, что сами достроим левое (если ехать из Владивостока) примыкание к дороге у Нового. Правое примыкание пока под вопросом — будем объявлять новый конкурс и переторговывать невыполненную часть контракта. Недобросовестный подрядчик попадет в соответствующий реестр и больше никогда в качестве этого юрлица не будет у нас участвовать в государственных торгах.

— Появятся ли другие развязки на этой дороге?

— Разворотное примыкание в том месте, где низководный мост выходит на полуостров Де-Фриза, уже сдается. Люди, по ошибке заехавшие на мост, теперь смогут вернуться в город, а не ехать до Нового. Там же появилась большая асфальтовая площадка. Помните, как в снегопады большегрузы останавливались на въезде в город в районе Седанки и стояли вереницей? Теперь транспорт будет перехватываться на Де-Фризе и стоять на этой площадке, что позволит разгрузить трассу «М-60» и своевременно чистить ее от снега.

Помимо этого появятся два примыкания в районе села Прохладного. Будет строиться развязка на Тихой, в районе улицы Космонавтов, — она уже спроектирована, мы надеемся, что уже в этом году увидим там технику.

Также будет оборудована развязка в районе золоотвала ТЭЦ-2. Мы соединим новую дорогу Патрокл — Седанка с «горностаевской» трассой. Это звено большой цепи. Надеюсь, что Владивосток когда-нибудь все-таки «добьет» злополучную дорогу, ведущую из района Дальхимпрома на горностаевскую трассу. Тогда появится кольцо, и мы сможем двигаться альтернативно, а не все время по одному и тому же маршруту.

— В Приморье к каждому райцентру ведет асфальтовая дорога, но есть два исключения — Лазо и Терней…

— Да, это примерно 35 км грунтовой дороги в направлении Лазо и около 40 км между Пластуном и Тернеем. Губернатор принял решение выделить в этом году на дороги дополнительный миллиард рублей. Нам помогают коммерческие банки, мы начинаем тратить средства уже в этом году, а расчет с банками производим в 2015–2016 гг. В сторону Лазо техника уже вышла, предусмотрено 223 миллиона рублей. Планируем выполнить в асфальте 15–17 км (от Лазо к перевалу) и завершить эту работу в 2015 году. На дорогу к Тернею пойдет более 200 миллионов рублей. Остальные полмиллиарда потратим на асфальтирование дорог в тех населенных пунктах края, где асфальта до сих пор нет. Как правило, дорога идет прямо через населенный пункт. Чтобы не было пыли, вот эту центральную улицу села надо заасфальтировать. Эту работу проведем в 2014–2015 гг.

А лазовское направление, кстати, очень важно еще и с точки зрения туризма.

— Такое же курортное направление — хасанское. Как там идут дела с автомобильным тоннелем, строящимся в интересах сохранения дальневосточного леопарда?

— Если по-русски, без экивоков — налицо ошибка проектировщиков. Тоннель небольшой — 570 метров, но из-за того, что трещиноватость грунтов не была учтена должным образом, мы получили серьезную проблему. Дойдя до середины, поняли, что нужно менять способ проходки и способ отделки тоннеля. Это привело к остановке стройки и ее задержке на полгода. Проектная документация уже скорректирована, мы планируем завершить работы в 2015 году — не буду загадывать, в каком квартале. После сдачи тоннеля до Краскино можно будет добраться по асфальту. Очень хотим порадовать приморцев к началу следующего курортного сезона, но не будем забегать вперед. Такие объекты, как тоннель, требуют повышенного внимания к безопасности. Пока мы не будем уверены, что там все хорошо, — движение не откроем.

Должен признать: практически все крупные объекты мы не можем выполнить в срок и за те деньги, которые планировались изначально. Это системные проблемы дорожной отрасли. Притчей во языцех стал асфальт, кладущийся в снег. Чтобы решить системную проблему, приходится разрушать до основания всю предыдущую схему…

— С этим связано недавнее увольнение глав Примавтодора и департамента дорожного хозяйства края?

— Не комментирую этот вопрос — решение принимал губернатор. Хотя это тоже говорит о его пристальном внимании к накопившимся в отрасли проблемам.

— «Газпром» обещал заасфальтировать дорогу от Барабаша к Перевозной…

— Мы подписали со структурами «Газпрома» соглашение, по которому передаем им эту краевую дорогу на время ее реконструкции и перевода в асфальтовое покрытие. Потом они ее нам возвращают. У нас давнишние партнерские отношения с «Газпромом». Вы знаете, что «Газпром» участвовал в строительстве «Фетисов-арены», а сейчас мы подписали с этой же компанией соглашение о выделении в течение двух лет серьезных денег (около 700 миллионов рублей) на реконструкцию Владивостокского цирка.

— Приморские «севера» страдают от паводков. «Плывут» дороги, смываются мосты — что с этим делать?

— В крае около 360 мостов, причем почти все были построены в 50-е – 70-е годы. Это опять же системная проблема — подошло время их менять. Строительство мостов обходится дорого, многие проектировщики делают проекты «по старинке», в результате чего 50–60-метровый мост через речку стоит 150–250 миллионов рублей. Но уже есть новые технологии и материалы, позволяющие удешевить строительство на порядок. Мы двигаемся в этом направлении. В течение двух-трех лет основные аварийные мосты заменим. Непростая ситуация сложилась не только на «северах», но и в Ольгинском, Яковлевском, Лазовском и других районах. Не буду говорить, что к весне все сделаем. Не так быстро, как хотелось бы, но будем решать этот вопрос.

— Ожидается ли реконструкция дорог, ведущих к погранпереходам, коль скоро мы говорим о развитии международных транспортных коридоров в регионе?

— Строящуюся дорогу Владивосток — Находка — Восточный мы рассматриваем как элемент коридора «Приморье-1» с выходом на Суйфэньхэ и далее. Участки от госграницы до Покровки и Уссурийска уже отремонтированы, что касается самих погранпереходов — не пытайте, это не наша компетенция.

Коридор «Приморье-2» — это хуньчуньское направление. Думаю, после ввода на трассе Раздольное — Хасан тоннеля, о котором мы говорили, вопрос будет закрыт.

Возможно появление и новых коридоров. Север Китая развивается, китайские железные дороги не справляются с грузопотоком. К тому же самые дешевые перевозки — морские, но север Китая не имеет выхода к морю. Зато у нас есть возможность вывести Китай на наши порты — Зарубино, Восточный… Будем использовать ситуацию в своих интересах. Это очень серьезные проекты, в рамках краевого или даже федерального бюджета мы их, боюсь, не осилим, так что без поддержки бизнеса не обойтись. Мы вплотную подошли к тому, чтобы (помимо контроля качества, выработки новых подходов к составлению сметной документации и т. п.) осваивать такие инструменты, как государственно-частное партнерство.

№ 261 / Василий МАКАРОВ / 30 октября 2014
Статьи из этого номера:

​Первые почетные

Подробнее

ПроТОРит идущий

Подробнее

​Приморье: дорожная карта

Подробнее