Экономика

ПроТОРит идущий

В Приморье создаются пять ТОРов — территорий опережающего развития

ПроТОРит идущий

По итогам прошлого года, Приморье формирует 20,5 % ВРП всего Дальневосточного региона. Бизнес края занимает почти 40 % от оборота малых предприятий ДВФО. По темпам роста иностранных инвестиций Приморье занимает первое место на Дальнем Востоке.

Среди крупнейших проектов, которые реализуются или готовятся в крае, — кластер по производству нефтехимических материалов в Партизанском районе, строительство завода СПГ в Хасанском районе, развитие транспортно-логистического потенциала региона за счет модернизации транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», наращивание мощности приморских портов. Как события, формирующие инвестиционный климат, эксперты также особо выделяют подписание администрацией Приморья и Минэкономразвития соглашения о создании особой экономической зоны на базе завода «Соллерс» во Владивостоке, распоряжение правительства РФ о создании судостроительного кластера на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, а также готовность группы компаний «Русагро» инвестировать до 30 миллиардов рублей в развитие сельского хозяйства края. Ключевым проектом специалисты считают и создание в Приморье игорной зоны.

— Якорные проекты, в свою очередь, дадут импульс и для развития малого и среднего бизнеса, — подчеркивает губернатор Владимир Миклушевский.

Одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций являются ТОРы — территории опережающего развития. Пять таких площадок планируется создать в Приморском крае.

На минувшей неделе на острове Русском администрация Приморья и Минвостокразвития презентовали представителям крупнейших японских компаний, бизнес-институтов и общественных объединений перспективные площадки, которые вскоре могут стать территориями опережающего развития в регионе. На круглом столе подробно обсуждались все детали проектов: от беспрецедентно льготного налогообложения до особого устройства регулирования отношений инвестора с государством в рамках ТОР.

Судьба резидента

Как отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин, резиденты ТОРов будут иметь ряд серьезных преференций. Так, налог на прибыль в первые 5 лет вхождения на площадку составит не выше 5 % — вместо обычных 20 %. Кроме того, инвестора освободят от налога на имущество при создании или покупке недвижимости в ТОРах. Для тех, кто станет резидентом в течение 3 лет с момента создания ТОРа, предусмотрена льготная ставка по страховым взносам — 7,6 % вместо 30 % от фонда оплаты труда. Помимо этого для резидентов готовится пониженная арендная плата за пользование имуществом.

— В основе ТОРов будет лежать принцип дерегулирования, впервые примененный на стройках саммита АТЭС во Владивостоке и Олимпиады в Сочи, — подчеркнул Максим Шерейкин. — К будущим резидентам будет два формальных требования: размер инвестиций, который будет зависеть от сферы деятельности, и высокие технологии производства, так как площадки ориентированы на создание конкурентного продукта.

Иные требования будут формулироваться в процессе абсолютно прозрачных отношений управляющей компании ТОРов и инвесторов. Это будет касаться взаимных обязательств: инвестора — вложить деньги, а УК — создать инфраструктуру.

Ориентировано на экспорт

Выступившие с докладами директор департамента территорий опережающего развития и инфраструктуры Минвостокразвития Рустам Макаров, директор департамента экономики Приморья Николай Дубинин и замдиректора инвестиционного агентства края Елена Яскевич представили японским инвесторам 14 площадок, одобренных правительством РФ. Среди них пять ТОРов, которые создаются в Приморье: «ВНХК», «Зарубино», «Остров Русский», «Михайловский» и «Надеждинский».

— Надеждинский промышленный парк площадью в 782 гектара станет первым пилотным проектом на Дальнем Востоке России по созданию ТОРов. Это производственно-логистическая площадка, состоящая из отдельных инвестиционных проектов с собственной отраслевой спецификой. До 2017 года планируется создать единую схему обеспечения промпарка транспортной и инженерной инфраструктурой. На территории уже строится железная дорога, — рассказал Николай Дубинин.

По его словам, общая организация будет осуществлена за счет создания мультимодального транспортно-логистического комплекса — он будет включать перегрузочный комплекс, зоны транспортных операций и контейнерные терминалы.

— Комплекс обеспечит конкурентоспособность площадки за счет выхода на международный транспортный коридор «Приморье-1» и Транссибирскую магистраль. Технические характеристики создаваемой инфраструктуры позволят обеспечить поток более чем в 50 тысяч тонн грузов в сутки — более 18 миллионов тонн в год при интенсивности движения до 2 тысяч автомобилей, — добавил директор департамента экономики Приморья.

По оценке экспертов, реализуемый в Приморье проект ВНХК может стать третьим по мощности нефтехимическим комбинатом в мире. Руководитель японского института развития Кобаяси Шоичи также видит серьезные перспективы в ТОР «Зарубино». Вместе с тем зарубежный специалист, много лет занимающийся исследованием и проектированием особых экономических зон в странах Азии, выделил преимущества и недостатки законопроекта о ТОРах.

Принципиальное отличие

Ключевыми недостатками Дальнего Востока, по мнению ученого, являются ограниченное по своей численности население и более высокая оплата труда, чем во многих азиатских странах. В преимуществах — наличие сильной политической воли по развитию ДВ, значительные природные богатства (рыба, лес, полезные ископаемые), обширные территории. К тому же в регионе достаточно высококвалифицированной рабочей силы, прежде всего специалистов-компьютерщиков, что в будущем станет важным фактором. Особого внимания заслуживает организация ведомства по разрешению конфликтов и споров, которые обязательно будут сопровождать работу в ТОР.

— В тех странах, где успешно реализованы ОЭЗ, главой комитета по разрешению проблем является глава государства либо глава правительства. В любом случае формирование ведомства, которое будет незамедлительно разрешать споры, — первоочередная задача. Не менее важный проект для любой ТОР — наличие конкурентных преимуществ. Особые зоны есть во многих странах, и у каждой есть то, в чем они превосходят конкурентов, — подчеркнул г-н Кобаяси.

В свою очередь, некоторые предприниматели края высказывают опасения, что созданные на территории ТОРов льготные условия повлияют на конкурентоспособность местного бизнеса ввиду сниженной себестоимости на производимую резидентами продукцию.

— Это убьет конкуренцию в регионе, так как разница в себестоимости производимой продукции в ТОР и вне ТОР будет колоссальной — до 30 %, — считает предприниматель Дмитрий Царев.

Руководитель НКО «Опора России» в Приморье Игорь Савинов не согласен с такой точкой зрения:

— Тут надо учитывать, на какой рынок эта продукция ориентирована. В первую очередь Дальний Восток должен развиваться за счет создания продукции, которая может составить конкуренцию аналогичным товарам, созданным в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Соответственно, резиденты не составят конкуренцию предпринимателям вне ТОРов, а, напротив, будут способствовать расширению регионального производства и освоению субъектами местного бизнеса азиатских рынков.

По словам замглавы Минвостокразвития Максима Шерейкина, значительную роль в предоставлении статуса резидента будет играть управляющая компания, а не комиссия, которая собирается в Москве, чего опасаются многие бизнесмены:

— Важно понимать, что принципиальное отличие ТОРов от ОЭЗ заключается именно в том, что функции управления будут у субъекта, а не у московских чиновников, с которыми возникали сложности при работе по ОЭЗ.

Первый вице-губернатор Приморья Александр Костенко также убежден, что закон о ТОРах для участников приморского рынка — возможность для развития собственных производств на создаваемых площадках.

— Например, проект по созданию нефтехимического кластера в Партизанском районе предполагает развитие сопутствующих производств, в том числе автокомпонентов. Мы зарезервировали под эти цели 1,2 тысячи гектаров — это возможность прямого участия малого и среднего бизнеса в этих проектах, — обозначил первый Александр Костенко.

Подтекст

Учитывая мировой опыт

Приморье готово участвовать в развитии территорий опережающего развития в виде имущественных взносов в уставной капитал дочерних компаний, которые будут созданы Российской Федерацией для управления конкретным ТОРом. Об этом заявил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в интервью телеканалу «Россия 24».

Владимир Миклушевский отметил, что часть денег на инфраструктуру внесет федеральный бюджет и сегодня уже поддержана сумма на развитие инфраструктуры ТОРов — 42 миллиарда рублей. Еще часть средств выделит региональный бюджет.

— У нас такой опыт уже есть. Например, сейчас мы создаем инфраструктуру для интегрированного курорта на базе игорной зоны. Хоть она и не входит в проект ТОРов, для нас это очень важная площадка для развития туризма. В развитие инфраструктуры только на первом этапе уже вложено около 800 миллионов рублей, — акцентировал губернатор.

По словам Владимира Миклушевского, на развитие инфраструктуры каждого ТОРа потребуется от 3 до 10 миллиардов рублей.

— Это довольно капиталоемкие объекты: вода, электричество, водоотведение, тепло, дороги — все это требует вложения средств. Поэтому мы приветствуем решение правительства страны о поддержке создания инфраструктуры. Мы с министром по развитию Дальнего Востока также подробно обсуждали вопрос, связанный с привлечением инвестиций через концессии, — заключил глава Приморья.

Тем не менее губернатор Приморья отметил, что законопроект нуждается в корректировке, что будет возможно сделать при подготовке документа к процедуре второго чтения.

— К примеру, необходимо прописать, как регионы будут участвовать в управлении ТОРами, мы уже обсуждали необходимость внесения данной поправки с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой, — считает глава региона.

Также он подчеркнул, что должно быть введено регулирование в части привлечения трудовых ресурсов.

— Сейчас в законе написано, что привлечение иностранной рабочей силы будет вестись без квот. Но мое глубочайшее убеждение, что любые проекты, которые реализуются в Приморье, должны быть нацелены прежде всего на обеспечение рабочими местами приморцев. И только там, где жители края не идут на какие-то виды работ или где не хватает специалистов, тогда могут быть временно привлечены иностранные рабочие, — отметил Владимир Миклушевский.

Губернатор Приморья добавил, что при создании территорий опережающего развития будет использован лучший мировой опыт.

— Безусловно, я этот законопроект поддерживаю. Идея создания ТОРов не новая, не наше изобретение. При создании ТОРов учитывался мировой опыт — как это делается в Китае, Японии, Корее, это уже пройдено нашими соседями с позитивным эффектом. Считаю, что нужно брать лучшие мировые практики и применять их с учетом российских особенностей, — заявил Владимир Миклушевский.

№ 261 / Юрий ФЕДОРЕЕВ / 30 октября 2014
Статьи из этого номера:

​Первые почетные

Подробнее

ПроТОРит идущий

Подробнее

​Приморье: дорожная карта

Подробнее