Экономика

​Налог преткновения

Страсти вокруг повышения налога на жилье для приморцев как наглядный урок чтения между строк

​Налог преткновения

Единодушие между губернатором, краевыми депутатами и общественностью на поверку оказалось лишь кажущимся. По крайней мере, в таком частном (но важном) вопросе, как повышение налога на жилье в Приморье.

В последнее время мода на политические скандалы, характерная для 90-х и ранних «нулевых», ушла. Хотя между ветвями и этажами приморской власти то и дело проскакивают искры (а как иначе), острые вопросы теперь принято решать без вынесения сора из «Белой» или «Серой» изб. В данном случае, однако, тлеющий конфликт превентивно загасить не удалось. Законопроект изрядно взбаламутил спокойные (чтоб не сказать затхлые) воды приморской политики, что говорит не только об отсутствии единства в коридорах власти, но и о серьезных последствиях, к которым этот документ способен привести. Тем более уже в 2016 году должны пройти очередные выборы краевого парламента…

Правда, открытого информационного боя нет и теперь. В основном звучат сглаженные формулировки и намеки, не всегда понятные непосвященным. Поэтому как никогда важным становится умение читать между строк.

«Белый дом» предлагает не тянуть. Общественность в сомнениях

Это умение понадобится уже при прочтении самого названия законопроекта. Оно звучит как «О единой дате начала применения на территории Приморского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», но понимать его следует как «О повышении налога на жилье».

Смысл законопроекта — в том, чтобы рассчитывать налог на жилье исходя из его реальной рыночной — «кадастровой» — стоимости, а не из условной «инвентаризационной» (народная примета: когда власти употребляют непонятные слова вроде «кадастр» или «секвестр», жди подвоха). Цель очевидна — увеличить наполняемость бюджетов, в данном случае муниципальных.

Придумали этот непопулярный шаг не приморские законодатели, а московские: Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что все регионы до 1 января 2020 года должны полностью перейти на налогообложение недвижимости физических лиц по кадастровой стоимости. Однако региональные власти вправе решать, ждать ли до 2020 года или повысить налог сразу.

Приморская администрация предложила не тянуть и ввести новый порядок уже с 1 января 2016 года. Однако — первый сюрприз! — с январской сессии Законодательного собрания Приморья вопрос сняли, хотя сложно упрекать приморский парламент в недостатке лояльности губернатору — вспомнить хотя бы бесконечные миллиарды, которые ЗС с подачи «Белого дома» исправно выделяет на достройку «Хаяттов». Так или иначе, но принимать закон в предложенном виде депутаты не захотели, решив изучить вопрос с привлечением Общественной палаты. Та, в свою очередь, в январе же решила: повышение налога следует отложить «до улучшения экономической ситуации» (то есть на год? на пять лет? навсегда?), дабы не вызвать «роста социальной напряженности»…

Наступила пауза, в мае вновь сменившаяся активными «боевыми действиями» со стороны краевой администрации. Приморский «Белый дом» выпустил пресс-релиз о том, что Общественная палата и главы районов края поддержали-таки введение нового порядка с 1 января 2016 года, но Общественная палата это сообщение тут же дезавуировала.

Начались, что называется, «консультации», под которыми обычно понимается откровенное давление власти исполнительной на законодательную и вообще на всех. 8 июня вопрос обсуждался на планерке в Законодательном собрании с участием директора департамента финансов Приморского края Татьяны Казанцевой. «Эсер» Константин Межонов сказал, что в муниципалитетах может возникнуть «определенное недовольство» реформированием налога. Казанцева парировала: «Муниципалитеты в основном поддержали принятие этого закона». Может быть, тут вопрос в терминологии — например, Межонов понимает под «муниципалитетами» всех местных жителей, а Казанцева — только местные власти? «Населению трудно воспринять сердцем изменения налогообложения, но умом многие понимают, что это необходимо сделать, — цитирует пресс-служба ЗС слова председателя краевого парламента Виктора Горчакова. — Впереди — серьезная работа депутатов над законопроектом в профильном комитете».

В том же пресс-релизе ЗС говорилось: «Члены Общественной палаты Приморского края также выступили в поддержку реформирования налогообложения на имущество физических лиц». Это правда, но не вся (способность видеть не только то, что написали, но и то, о чем умолчали, — важный элемент искусства чтения между строк). По крайней мере,
11 июня заседание Общественной палаты, на котором вновь планировалось рассмотреть вопрос о новой системе исчисления налога (казалось, что теперь-то осечки не будет), не состоялось из-за отсутствия кворума. Вероятно, часть членов ОП попросту «проголосовали ногами», не желая ни брать на себя ответственность за рост налога, ни открыто протестовать против позиции исполнительной власти.

Налог и его будущие «наложники»

Другой (возможно, самый важный) вопрос — как именно повысят налог, для кого и на сколько? Что это за закон, если даже единороссы не решаются его принять? Какое поле для маневра остается у регионального законодателя?

Секретов, на первый взгляд, нет. Еще в январе приморское управление ФНС публиковало примерные расчеты, согласно которым налог на 27-метровую «однушку» вырастет во Владивостоке с 127 до 300 рублей в год, 42-метровую однокомнатную — с 720 до 1606 рублей, на «двушку» — минимум вдвое, на «трешку» — более чем в 10 раз (с 285 до 3075 рублей)… В глубинке, где другие цены на жилье, — цифры тоже другие.

Один из интересных моментов касается «частного сектора». Попробуем снова читать между строк. Вот, например, 9 июня глава приморского управления ФНС Галина Колесникова заявляет в эфире ОТВ-Прим: «Этот закон более справедлив… Если можешь жить в богатом коттедже, то должен соответственно платить». А что на самом деле? Оказывается, в том же Владивостоке хозяева частных домов старой застройки будут платить вдвое больше, чем раньше, тогда как владельцы новых «элитных» коттеджей — даже меньше (!), чем платят сейчас. Может, идеологи законопроекта решили, что депутаты поголовно обитают именно в таких коттеджах, и предусмотрели для них облегчение налогового бремени, чтобы те скорее приняли закон? Вот такая справедливость… «Бюджет в очередной раз пытаются пополнить за счет пусть не самых обездоленных, но далеко не самых богатых. Максимальное увеличение налога, в 10 раз, произойдет для владельцев двух- и трехкомнатных квартир в обычных домах — хрущевках или «панельках». А у тех, кто может позволить себе жить в коттеджах по 300 кв. метров, налог даже сократится, — констатирует депутат ЗС коммунист Артем Самсонов. — Налог на имущество нужен, но он должен быть социально справедливым. Основное бремя по росту этого налога не должны нести владельцы хрущевок, для которых две тысячи рублей существеннее, чем для хозяина 300-метрового коттеджа — пятнадцать…»

Агитируя за скорейшее принятие нового закона, г-жа Казанцева на встрече с депутатами заявила (цитируем по пресс-релизу ЗС), что «до 2020 года платежи должны вырасти постепенно, но для этого необходимо принять закон о реформировании налогообложения физических лиц с 1 января 2016 года». Ровно о том же говорит Галина Колесникова (цитируем по релизу краевой администрации): «Новую систему стоит вводить уже с 1 января 2016 года — это позволит увеличивать налоговую нагрузку постепенно и даст возможность всем — и властям, и населению — разобраться в нововведениях». И дальше: «Во время переходного периода — до 2020 года — налог будет увеличиваться постепенно, на 20 %. У жителей будет время понять, как рассчитывается кадастровая стоимость имущества, и при необходимости обжаловать ее». Принимайте, мол, скорее, иначе хуже будет.

Артем Самсонов усматривает в этой аргументации лукавство. «Не думаю, что в администрации Приморского края работают глупые люди, которые не умеют читать законы, однако уже не первый раз депутатов, не подберу другого слова, обманывают. Представители администрации уверяют, что принимать закон надо прямо сейчас, чтобы налог не вырос резко, а увеличивался постепенно, так как в 2020 году он должен считаться уже по-новому. Однако на самом деле неважно, с какого года начнет применяться порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости — хоть в 2015 году, хоть в 2020-м. Первые четыре года все равно будет действовать переходный период», — написал депутат в своем блоге.

Вопрос о принятии неоднозначного закона пока открыт. На вчерашнем заседании Законодательного собрания он не поднимался.

№ 292 / Сергей ПАВЛОВ / 18 июня 2015
Статьи из этого номера:

​Налог преткновения

Подробнее

​«Тайник» в гостях у «Маленького принца»

Подробнее

​Минздрав предупреждает

Подробнее