Культура

​Кино и корейцы

Владивосток должен стать восточной киностолицей России

​Кино и корейцы

Ленин говорил, что кино является важнейшим из искусств. А еще он говорил, что Владивосток хоть и далеко, но город нашенский. Неудивительно, что о превращении Приморья в один из кинематографических центров страны говорили как минимум с первого, еще «дарькинского» кинофестиваля «Меридианы Тихого». Правда, до сих пор все в основном и ограничивалось околофестивальными разговорами. Да еще Владивосток несколько раз мелькнул в российских и азиатских лентах — от «Сказки про темноту» Хомерики до «Тайфуна» Квак Кён Тхэка. Но полноценной киностудии здесь пока так и не появилось.

Зато теперь новые надежды связаны с превращением Владивостока в «свободный порт». Кинематографисты надеются: этот шаг позволит Владивостоку попасть в топ кинематографических городов Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом Владивостоку может помочь опыт его корейского побратима — Пусана. Об этом шла речь на круглом столе, прошедшем в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого — 2015».

Принявшие в нем участие представители южнокорейской киноиндустрии рекомендовали владивостокским коллегам обратить особое внимание на Пусан. Это не просто побратим приморской столицы, но своего рода корейский Владивосток. Большие чиновники говорят, что Владивосток должен соперничать с Шанхаем и Гонконгом — почему не попробовать с Пусаном? Тем более что еще сравнительно недавно никакой киноиндустрии в нем не было.

— Никто в Пусане вообще не занимался культурой, пока в 1996 году не появился Пусанский кинофестиваль, — рассказал президент AFCNET (Азиатская сеть фильмкомиссий, Asian Film Comissions Network) Сок Гэн О. — Когда проводился первый фестиваль, было много сомнений, приедут ли люди. Вся культурная жизнь происходила тогда в Сеуле. Но прошло 20 лет, и Пусанский международный кинофестиваль стал крупнейшим в Азии. В 1999 году мы создавали первую фильмкомиссию в Азии, а сейчас только в Корее их — 11, в Японии — 200.

Провинциальное положение Пусана, по словам господина Сок Гэн О, имеет свои плюсы:

— Для организации киносъемок Пусан гораздо удобнее Сеула. В Сеуле не перекроешь мост на три дня для съемок. Сейчас в год в Корее снимается 130 фильмов, из них 40 процентов — в Пусане. Главная проблема — Пусан находится далеко от Сеула (по корейским меркам, конечно. — Ред.).

У Владивостока тоже есть свои плюсы. С распадом СССР Одесская киностудия — «морская» — оказалась за границей, и кому как не Владивостоку следовало бы занять эту нишу. Здесь можно иметь в виду интерес российских кинематографистов, но еще больше интереса Владивосток может вызвать у азиатских режиссеров — как самый близкий к странам АТР европейский город.

Директор Фильмкомиссии Владивостока (постоянный член AFCNET) Дмитрий Шевцов подтвердил: интерес к Владивостоку есть. Другое дело, что наш город расположен гораздо дальше от Москвы, где сосредоточена российская киноиндустрия, чем Пусан от Сеула.

— У нас должны были проходить съемки фильма Федора Бондарчука «Воин» — сценарий писался специально под Владивосток. Но из-за высоких цен на авиабилеты съемки были перенесены в Калининград, — рассказал Шевцов (можно напомнить и другой недавний пример, когда владивостокские сцены в сериале «Исаев» по Юлиану Семенову снимались то в Прибалтике, то в Крыму. — Ред.). — Мы видим своей задачей оказание поддержки как российским, так и иностранным съемочным группам. В последнее время есть тенденция к уменьшению количества иностранных проектов, но, думаю, статус свободного порта привлечет в город новые съемочные группы из Азии. Владивосток — единственный город за Уралом, где снимается и российское, и зарубежное кино.

Сок Гэн О признался, что в Корее о Владивостоке нередко мыслят стереотипами: тут очень холодно, Владивосток — закрытый военный город…

— Не ожидал, что от Кореи до Владивостока так близко. Наверное, и в других азиатских странах просто не знают об этом, — сказал Сок Гэн О. Но добавил, что Владивосток, если хочет стать киноцентром, должен быть более открытым и дружелюбным к своим гостям:

— Чтобы можно было везде свободно ходить и снимать.

Принявший участие в круглом столе вице-губернатор Сергей Нехаев подтвердил: создание свободного порта может стать стимулом развития киноиндустрии в Приморье.

— Иностранец, в том числе актер или режиссер, сможет въехать в пределы свободного порта Владивосток (а это не только сам город Владивосток, но и 15 муниципальных образований Приморья) через любой из железнодорожных, автомобильных, морских и воздушных пунктов пропуска и прямо на границе получить восьмидневную визу. Покинуть Россию он сможет через любой пункт пропуска на всей территории РФ, — рассказал Сергей Нехаев. — Киноиндустрия — это тоже бизнес, инвестиционный проект, а создание свободного порта Владивосток предполагает ряд дополнительных льгот для инвесторов. Это налоговые льготы, это упрощение таможенных процедур (например, ввезти оборудование для производства кино можно будет без таможенных сборов). Закон вступает в силу уже в октябре, следующий этап — формирование нормативной базы низового уровня, издание внутриведомственных приказов, регламентов и т. д. Проанализировав закон о свободном порте Владивосток с точки зрения интересов киноиндустрии, мы будем готовы выступать с инициативами о внесении в него тех или иных поправок.

Итак, правила игры меняются, причем в лучшую сторону. Главной проблемой остается отсутствие во Владивостоке киностудии с хорошим оборудованием и профессиональным штатом.

— Мы реализуем российско-корейский проект, речь идет об игровом фильме, — привел пример владивостокский продюсер Андрей Ракунов. — Оборудование для съемок будем вынуждены брать в Пусане и везти железо и специалистов сюда — хорошо еще, что не из Москвы… А были бы они здесь — деньги бы остались в нашем городе.

— Один из тормозов — отсутствие технической базы, — признал учредитель Фильмкомиссии Владивостока Александр Долуда. — Владивосток — кинематографичный город, люди сюда едут. Теперь нам надо потрудиться. Уверен, здесь наступит кинематографический бум. Нам нужно ориентироваться даже не на московский, а на мировой уровень.

№ 305 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 17 сентября 2015
Статьи из этого номера:

​Бесконечное кольцо

Подробнее

​Навстречу съездам

Подробнее

​Кино и корейцы

Подробнее