Экономика

​Система коридорная

Приморье представило инвестиционные проекты на ЭКСПО в Харбине

​Система коридорная

На минувшей неделе в Харбине прошло второе российско-китайское ЭКСПО, куда от нашей страны отправилась представительная делегация под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина. В рамках Дней российских регионов инвестиционный потенциал и экономические возможности Приморья презентовал китайскому бизнесу губернатор Владимир Миклушевский.

Ставка на регионы

Обстановка на ЭКСПО в Харбине была предельно деловой. Представить свой регион потенциальным инвесторам выпала честь 20 территориям России. Тем, кому есть что предложить. И особый интерес китайского бизнеса к Приморью вполне объясним.

— Резервы для развития экономических отношений между Россией и Китаем крайне велики, и один из основных ресурсов для реализации этих резервов — конечно же межрегиональное сотрудничество, — отметил первый заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев. — Успех развития территории и ее сотрудничества с соседями во многом зависит от политики региональных властей, от личной политики губернатора, от тех законов, которые принимают региональные парламенты. Те, кто представлен сегодня здесь, — регионы-лидеры и с точки зрения инвестиционных процессов в своих субъектах, и с точки зрения открытости и ответственности в разговоре с бизнесом. У каждого региона своя особая роль в экономике, и тут особое место занимает Приморский край. Это и ворота в СВА и АТР, и инновационно-образовательный центр, и просто интересная и колоритная земля.


Справка «Новой во Владивостоке»

МТК «Приморье-1»: Харбин (КНР) — Суйфэньхэ (КНР) — Гродеково (РФ) — порты Владивосток (РФ), Находка (РФ), Восточный (РФ) — порты АТР. Маршрут является частью международного коридора «Суйфэньхэ». Инвестиции в проект составляют 114,5 миллиарда рублей.

МТК «Приморье-2»: Чанчунь (КНР) — Цзилинь (КНР) — Хуньчунь (КНР) — Махалино (РФ) — Посьет (РФ) — Зарубино (РФ) — порты АТР. Маршрут является частью Туманганского коридора, идущего на Монголию. Общая стоимость инвестиций в проект составляет 44,7 миллиарда рублей.

Губернатор Приморья Владимир Миклушевский, в свою очередь, подчеркнул, что на долю Китая сегодня приходится половина внешнеторгового оборота Приморья, в крае работает более 200 организаций с китайскими инвестициями. В ходе встречи партнерам были представлены масштабные проекты, которые открывают новые перспективы инвестиционного сотрудничества.

— К нашей делегации было повышенное внимание. Нашим транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2» была посвящена отдельная сессия, на которой я выступал. Также китайская сторона очень интересовалась проектами ТОРов и свободного порта Владивосток, — прокомментировал на встрече с журналистами Владимир Миклушевский.

Как сообщило накануне открытия ЭКСПО официальное издание КНР «Жэньминь жибао», «традиционной модели торговли между Китаем и Россией трудно поддерживать устойчивое развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества в текущей финансовой обстановке». В этой модели две трети российского экспорта приходятся на сырье. По мнению завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексея Маслова, чтобы сохранить стратегическое партнерство с Китаем, России нужно существенно перестроить свои экономические связи.

— Потребительский рынок и в России, и в Китае сократился, — утверждает эксперт. — Выход из ситуации — перейти на более высокотехнологичное сотрудничество и на уровень совместных проектов.

Именно такие проекты представил потенциальным инвесторам Приморский край.

Стыковка путей

Судя по выступлениям китайских инвесторов и чиновников, один из вопросов, которые их особенно волнуют, — инфраструктурная доступность. Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян, например, призвал «ускорить стыковку китайской инициативы создания экономического пояса Шелкового пути со стратегией развития России». Председатель народного правительства провинции Хэйлунцзян Лу Хао предупредил, что рост товарооборота между северо-восточными провинциями Китая и регионами Дальнего Востока России будет затруднен, если не развивать инфраструктуру.

— Нужна трансграничная инфраструктура. Как можно наращивать товарооборот, если многие погранпереходы имеют сезонный характер? — отметил Лу Хао.

Поэтому участники форума проявили повышенный интерес к презентации международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Через эти проекты эксперты видят перспективы встраивания транспортной инфраструктуры Дальнего Востока в мировую систему перевозок. «Приморье-1» и «Приморье-2» дают северо-восточным провинциям КНР кратчайший выход к морю, Японии, Южной Корее и другим странам региона — улучшение торговой логистики, а Приморью — возможность зарабатывать на транзите. Теперь, когда в зону действия закона о СПВ попали все порты южного Приморья, когда Россия активно обустраивает для налаживания регулярных перевозок Севморпуть, а Китай — новый Шелковый путь, у Дальнего Востока появился шанс получить от запуска коридоров очевидный макроэкономический эффект.

Владимир Миклушевский озвучил участникам круглого стола предварительные прогнозы. Так, объем внешней торговли между Приморьем и провинцией Хэйлунцзян и внутренних перевозок по МТК «Приморье-1» к 2025 году может составить около 80 миллионов тонн грузов в год, включая зерно, контейнеры, генеральные грузы и другие. А объем внешней торговли с провинцией Цзилинь и внутренних перевозок, приходящихся на порт Зарубино по МТК «Приморье-2», достигнет около 90 миллионов тонн в год. К 2025 году грузооборот портов Приморья может быть увеличен более чем в два раза, сейчас он составляет примерно 102 миллиона тонн. Сформировать транспортно-логистический сервис в регионе, по мнению Владимира Миклушевского, можно совместными усилиями.

— Сегодня развитие коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» связано с внешнеторговым оборотом наших ключевых партнеров — провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, а также Внутренней Монголии с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией возрождения Великого Шелкового пути, с интересом к этим коридорам со стороны других стран СВА и АТР, — отметил губернатор Приморья. — При успешной реализации проекта мы получим иную структуру нашего транспортного рынка и сервиса.

Особенно важно, прокомментировал после встречи Владимир Миклушевский, что идея о развитии приморских транспортных коридоров нашла поддержку на государственном уровне в Китае.

— Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян заверил, что наш проект будет поддерживать. Это вселяет большую надежду. Также радует поддержка со стороны губернатора провинции Хэйлунцзян Лу Хао. Очевидно, что обеим нашим территориям это нужно — в Приморье будет создана логистическая инфраструктура, повысится доля логистики в ВРП, а партнеры из соседних провинций смогут возить по этим коридорам свои товары, — заявил губернатор Приморья.

Новые форматы

Примечательно, что день открытия ЭКСПО в Харбине совпал с вступлением в силу закона о свободном порте Владивосток.

— Уникальные преференции свободного порта позволят сформировать кратчайшие глобальные коридоры из Азии в Европу через Транссиб и Северный морской путь с использованием транзитного потенциала Шелкового пути и международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Совокупные преференции свободного порта обеспечат сокращение затрат на реализацию новых инвестиционных проектов от 30 до 40 процентов, — подчеркнул в ходе презентации приморских проектов Владимир Миклушевский.

Серьезный интерес у крупных инвесторов вызвали территории опережающего развития «Надеждинская» и «Михайловский», а также потенциал «Острова Русского». Компания Corporation COFCO Limited является крупнейшим в стране производителем и продавцом зерновых, масляных и продовольственных товаров.

— Наша стратегия заключается в целостной производственной цепочке — от поля до обеденного стола, что гарантирует безопасность продуктов питания. Половина населения страны выбирает нашу продукцию. С подобным проектом мы хотим зайти и в Приморье. В том числе построить два зерновых терминала мощностью в 100 тысяч тонн, — заявил вице-президент корпорации Чжи Цзинтао.

Еще одна крупная компания — «Чжундин» также видит одной из площадок для расширения приморскую землю.

— Мы хотим создать в Приморье образцово-показательную зону китайско-русской молочной промышленности. Готовы инвестировать в этот проект 1,5 миллиарда юаней, — заявил президент компании Сунь Гоцян.

По мнению главы Приморья, все новые модели — ТОР, СПВ и ОЭЗ — предоставляют инвесторам возможность выбора наиболее эффективного формата работы в соответствии с особенностями бизнеса.

— Преимущество территорий заключается в их расположении на оси международного транспортного коридора «Приморье-1», что позволяет вывозить произведенные продукты в Хэйлунцзян либо в порты для экспорта в третьи страны. Кроме того, ТОРы дают инвесторам серьезные налоговые льготы. Административные льготы будут прежде всего применяться в части быстрого предоставления земли под строительство производственных мощностей. Сначала земля предоставляется управляющей компании, а та уже в упрощенном режиме дает ее инвесторам. Еще одно преимущество размещения бизнеса в рамках ТОРов — готовая инфраструктура, которая строится до границ земельного участка за счет федеральных и региональных средств. Опыт уже наработан при создании интегрированной курортной зоны «Приморье». Таким образом, самые сложные процедуры — выдача земли и подключение инфраструктуры — решаются эффективно и быстро, снижая риски для инвестора, — подчеркнул Владимир Миклушевский.

В ходе работы торжественной церемонии открытия второго российско-китайского ЭКСПО было заявлено, что третья выставка пройдет уже в России. Претендовать на роль главной ее площадки готово Приморье.

— Решение, конечно, будет приниматься на уровне правительств двух стран. Желающих много, но мы намерены отстаивать свою позицию. Уверен, событие такого уровня сможем провести в Приморье, доказательство тому — прошедший в крае в сентябре Восточный экономический форум, — подвел итоги ЭКСПО Владимир Миклушевский.


Первый резидент

Первым статус резидента свободного порта Владивосток получила Тихоокеанская инвестиционная компания с проектом пятизвездочной гостиницы в Славянке. Объем инвестиций составляет около 5 миллиардов рублей. Сроки строительства — два года. В настоящее время потенциальные инвесторы свободного порта уже предложили семь инвестпроектов на сумму свыше 60 миллиардов рублей.

№ 310 / Андрей КОЗЫРЕВ / 22 октября 2015
Статьи из этого номера:

​Открытие Чулпан

Подробнее

​Система коридорная

Подробнее

​Мытарства на мытнице

Подробнее