Расследование

​Мытарства на мытнице

Почему таможня не спешит «давать добро»?

​Мытарства на мытнице

А знаете ли вы, что в старину таможню называли мытницей, мыта являлась денежной единицей, и, соответственно, таможенников на Руси называли… Правильно, мытарями!

Возможно, данная ассоциация не вызовет никаких чувств у тех, кому по роду службы не приходится практически ежедневно терпеть мытарства на мытнице. Однако это не относится к компаниям, задействованным в туристическом бизнесе или связанным с разного рода международными автомобильными перевозками.

К таким компаниям, занятым и первым, и вторым видами деятельности, в полной мере можно отнести туристический центр «Афина-Паллада», да и некоторых других нерегулярных туристических перевозчиков.

Уже не одному поколению детворы из Владивостока и из самых отдаленных уголков Приморья благодаря «любимой «Афине», как называют турцентр ребятня и педагоги, удалось не только повидать практически всю Азию, но и отстоять честь родной страны на престижных международных мероприятиях, пообщаться со сверстниками из других стран, просто отдохнуть за рубежом.

Тем не менее речь сегодня не об этом, а о том, почему туристическим компаниям и нерегулярным перевозчикам приходится преодолевать трудности при прохождении границы, доказывать свое право на осуществление законной деятельности, отстаивать права детей, педагогов, иностранных гостей, вообще граждан на свободный выбор перевозчика.

ООО «Туристический центр «Афина-Паллада» было создано 24 сентября 2003 года с целью организации детского туризма. Основной вид деятельности — оказание туристических экскурсионных услуг. Совместно с образовательными учреждениями и организациями Владивостока и Приморского края «Афина-Паллада» является участником и организатором международных образовательных программ, проведения фестивалей, конкурсов, выставок, различных международных тематических мероприятий.

И совершенно понятно, что осуществление тематических туристических поездок, проведение экскурсий невозможно при осуществлении поездок рейсовым транспортом общего пользования. Более того, законодательством Российской Федерации установлены специальные правила перевозки детей автобусами. Эти правила не распространяются на рейсовые автобусы, поэтому детские туристические поездки рейсовыми автобусами в принципе невозможны.

Однако за все годы, что компания «Афина-Паллада» существует на рынке туристических услуг, редкие периоды ее деятельности обходились без полного набора мытарств, сопряженных с преодолением детскими группами автомобильного перехода «Пограничный». За это время сломано немало копий, исписаны тонны бумаги, выиграны суды, получены решения антимонопольной службы по Приморскому краю, истрачена куча нервов. Кажется, уже всё, победили, и дети перестанут долгими часами мучиться в приграничной полосе в ожидании прохождения таможни…

Но только не в нашем случае. Множество предписаний и циркуляров регламентирует деятельность государственных таможенных органов, и при желании всегда можно найти ту трактовку той или иной статьи закона, которая позволит повернуть ситуацию в нужную сторону. Вот только нужную — кому?

Два инцидента, произошедших последовательно друг за другом всего за один месяц, минувший сентябрь, вызвали возмущение не только наших граждан, уже привыкших к нарушению их прав, но и китайских властей.

Первая проблема была связана с поездкой российских школьников и 92-летнего ветерана Великой Отечественной войны Николая Васильевича Смирнова. Эта делегация направлялась в КНР, в город Муданьцзян, для участия в мероприятиях под названием «Поклонимся великим тем годам», посвященных празднованию окончания Второй мировой войны. Камнем преткновения стал пункт пропуска «Пограничный». Более пяти часов ребята, их педагоги, пожилой ветеран ожидали перед пунктом пропуска временного «окна» в потоке регулярных рейсовых автобусов, перевозящих главным образом «челноков».

На обратном пути Николай Васильевич не выдержал и сказал таможенникам: «Как же вам не стыдно! Вы столько времени продержали автобус с детьми. В Китае отношение к нам было совершенно иное: с почестями встречали нас при заезде в Китай, и на выезде, и границу мы прошли там за 12 минут…»

Аналогичная проблема возникла во время перехода через тот же пункт пропуска «Пограничный» китайских школьников и их учителей. С 24 по 27 сентября во Владивостоке находилась китайская делегация из 89 человек: 71 школьник и сопровождавшие их взрослые. Делегация прибыла в Россию для участия в международном фестивале «Дружат дети на Планете». 27 сентября дети возвращались домой на автобусах туристического центра «Афина-Паллада» и «Межтрансвосток». Им пришлось простоять на границе в ожидании перехода более трех часов.

…На китайской стороне все это время ожидали возвращения детей телевидение, журналисты, начальник управления образования города Суйфэньхэ, родители и представители турфирмы, которые отправляли эту группу. А на российской стороне автобусы с пункта пропуска просто выгнали сотрудники таможенной службы. Вопрос о возвращении китайской делегации на родину был решен только с помощью высокопоставленных должностных лиц: прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Абдуллина, первого вице-губернатора Приморья Усольцева, ряда других руководителей.

Вот что говорит об этом очевидец и непосредственный участник этих событий — генеральный директор турцентра «Афина-Паллада» Наталья Чепелева:

— До 2008 года на границе существовали «временные» окна для нерегулярных автобусов. Но с появлением (уже бывшего) руководителя департамента промышленности и транспорта И. Э. Хрущёва «временные» окна перешли к транспортной компании «Ространс-Приморье». Вот тогда-то и начались наши мытарства. Автобусы с детьми и делегациями стали часами простаивать на границе.

В течение же последних полутора лет на автомобильном переходе «Пограничный» регулярные и нерегулярные автобусы шли в порядке общей очереди. Границу проходили быстро. Самое длительное время ожидания составляло не более 40 минут.

Однако летом 2015 года ситуация вновь резко изменилась. Увеличилось число российских и китайских туристов. Компании-перевозчики регулярных рейсов ОАО «Приморавтотранс» и АТП « Приморье» стали на один рейс ставить по два рейсовых автобуса и организовывать дополнительные нерегулярные. На автомобильном пункте пропуска «Пограничный» начался настоящий хаос. Таким образом регулярные перевозчики решили вытеснить своих конкурентов.

К сожалению, поддержку они получили и от администрации Приморского края. Так, 14 августа 2015 года прошло высокое совещание, на котором было принято решение нерегулярных перевозчиков ограничить в праве перехода границы.

8 сентября 2015 года все автобусы нерегулярных перевозчиков вместе с туристами были выдворены таможенной службой за пределы пункта пропуска. Каждый водитель получил уведомление «О непропуске транспортного средства». В этом уведомлении инспекторы Уссурийской таможни (таможенный пост МАПП «Пограничный») ссылаются на статью 19 соглашения от 18.12.1992 года, заключенного между правительством РФ и правительством КНР о международном автомобильном сообщении. И это соглашение, и протокол совещания в администрации Приморского края № 1-14/08 от 14.08.2015 года предусматривает внеочередной порядок оформления регулярных перевозок пассажиров автобусами.

Действительно, статьей 19 указанного соглашения предусмотрено, что пограничный, таможенный и санитарный контроль при перевозках тяжелобольных, регулярных перевозках пассажиров автобусами, а также при перевозках животных и скоропортящихся грузов будет осуществляться вне очереди.

Но слово «приоритет» совсем не означает эксклюзивное право пользования пограничным переходом! По-видимому, отдельные компании-перевозчики, заручившись поддержкой соответствующих государственных служб, постарались занять все время на переходе и назвать это время рейсовым.

В указанной статье, во-первых, речь идет о конкретных видах контроля — пограничном, таможенном и санитарном, а не о регулировании проезда пассажирских автобусов на территорию сопредельного государства через государственную границу.

Во-вторых, несмотря на указанную в статье 19 соглашения ссылку на внеочередной пограничный, таможенный и санитарный контроль при (в том числе) регулярных перевозках пассажиров, фактическое регулирование очередности прохождения регулярными автобусами данных видов контроля положениями соглашения от 18.12.1992 года не установлено.

Более того, указанные выводы изложены в решении Управления территориальной антимонопольной службы по Приморскому краю от 11.03.2013 года, которое в силу основополагающих конституционных принципов является обязательным для исполнения на всей территории Приморского края, в отношении всех граждан, организаций и должностных лиц. Об этом, видимо, забыли уполномоченные государственные органы и их должностные лица.

Хотелось бы, чтобы уполномоченные должностные лица помнили, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание их деятельности. Именно от них зависит формирование современной инфраструктуры на границе как основополагающего условия укрепления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами, расширения культурных, гуманитарных связей, развития туризма.

МАПП «Пограничный» — это визитная карточка Приморского края, и первые впечатления от пребывания здесь должны быть позитивными. Люди должны максимально быстро и комфортно проходить все пограничные формальности. Пробки и очереди на границе ведут к прямым экономическим потерям, оборачиваются для людей нервотрепкой, потерей престижа Приморского края России.

Думается, расписание движения международного пассажирского транспорта через пункт пропуска «Пограничный» (если таковое расписание имеется — с 2008 года такое расписание в виде единого документа, утвержденного Минтрансом России, никто не видел, и оно не было предоставлено даже по судебным запросам) должно быть составлено с учетом интересов всех перевозчиков. В противном случае нарушаются интересы иных субъектов экономической деятельности и неопределенного числа граждан, которые выбирают более комфортные условия путешествия и не хотят пользоваться навязываемой услугой рейсового транспорта.

Не секрет, что при выезде из Китая на рейсовом автобусе туристы вынуждены заезжать на автовокзал для взвешивания приобретенных покупок. Чем не дополнительный заработок? Полагаю, что это явно придумано перевозчиками рейсовых автобусов и их китайскими партнерами. Даже наших детей принуждали заезжать на автовокзал, хотя их портфели почти ничего не весили!

…Должна отметить, что подобная ситуация с прохождением детских делегаций не нова. В 2011 году мы уже сталкивались с подобным, когда наши автобусы, следовавшие в город Муданьцзян на серьезное международное мероприятие, задержали на семь часов на границе. Мы стояли практически в чистом поле — без воды, без еды, без нормального туалета, поскольку автомобильный переход «Пограничный», как и другие, Турий Рог, Краскино, не приспособлены для ожидания. Сухие пайки за это время были съедены, а кормить детей в приграничных столовых представляется опасным. Дети, измученные семичасовым ожиданием, прибыли наконец в Суйфэньхэ и остались там ночевать. В Муданьцзян мы приехали на следующий день. Нас ждали власти города и представители принимающей стороны — Муданьцзянского педагогического университета. На следующий день мероприятие, конечно, состоялось, но осадок остался у всех — у детей, их родителей, у китайской стороны.

Я решила не оставлять без последствий этот инцидент, — продолжает Наталья Чепелева, — и обратилась с просьбой навести порядок на пункте пропуска в различные инстанции, в том числе — в департамент международного сотрудничества и туризма Приморского края. Однако в ответ получила… судебную повестку о защите деловой репутации. Департамент суд проиграл, но от требований, чтобы «Афина-Паллада» возила туристов на рейсовых автобусах, не отказался…

Вот и сейчас можно только посочувствовать всем участникам вышеприведенных происшествий. Но главное — не растерять интерес: продолжать ездить, общаться, дружить. Ведь для дружбы без границ никакая граница не помеха. А то, что мытница не всем «дает добро», так на то она и мытница, чтобы мытарить, не так ли?

№ 310 / Сергей ПАВЛОВ / 22 октября 2015
Статьи из этого номера:

​Открытие Чулпан

Подробнее

​Система коридорная

Подробнее

​Мытарства на мытнице

Подробнее