Экология

​Загнанные в уголь

Несмотря на громкие слова, в Приморье по-прежнему действуют открытые угольные терминалы

​Загнанные в уголь

— Все новые терминалы для пылящих грузов — не только угля — будут строиться закрытыми, — напомнил губернатор Владимир Миклушевский о введенном в Приморье в прошлом году запрете на перевалку угля открытым способом.

Непосвященный человек может подумать, что проблема с угольной пылью в Приморье решена. Однако данное заявление губернатор сделал в ходе очередного экофорума «Природа без границ», где собрались как раз посвященные. А они констатируют: проблема осталась.

Уголь сегодня — популярный экспортный товар. На перевалку угля переключились даже непрофильные порты. Идет речь и о строительстве новых портов — Суходол (проект «Сибирского делового союза») и «Вера» (проект госкорпорации «Ростех») на восточном побережье Уссурийского залива. Каждый из этих портов рассчитан на перевалку 20 млн тонн угля в год.

В ходе форума «Природа без границ» Владимир Раков — доктор биологических наук, главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН — рассказал об ущербе, наносимом Приморью портом Посьет. Раньше порт экспортировал лес, но компания «Мечел» переориентировала его на уголь — со всеми вытекающими последствиями. Для недопущения возгорания угля его полагается «перелопачивать», что ведет к возникновению «пыльных бурь». Ветер разносит черную пыль на значительные расстояния, что особенно видно зимой, когда пыль ложится на лед. Летом запыление не столь заметно, но столь же вредно: угольная пыль попадает в толщу воды и на морское дно. А ведь рядом — заповедные территории, марикультурные хозяйства, вотчина десятков видов краснокнижных животных и растений. В бухте Экспедиции — месторождение ценнейших лечебных грязей, которое угольная пыль тоже губит.

Более того, идет речь о наращивании мощностей порта. Для удобного подхода судов к причалу предполагается построить 4-километровый канал. Для этого пришлось специально изменить границы памятника природы «Бухты залива Посьет» — 27 июля губернатор подписал постановление № 252-па, исключившее акваторию порта Посьет из пределов памятника природы. Этот документ, правда, вызывает элементарное недоумение: Посьет в его тексте почему-то отнесен к Красноармейскому району…

— Уголь — крайне опасный груз. Должна быть километровая санитарно-защитная зона, но в Посьете ее нет. Ближайшие дома — в нескольких сотнях метров, — говорит Владимир Раков. — Подобные нарушения есть почти во всех портах, переваливающих уголь, — Владивосток, Находка, Посьет… Большая часть угля идет в Китай. На границе есть железнодорожные переходы — зачем дважды перегружать уголь в наших, а потом в китайских портах?

Итак, запрет не касается уже действующих угольных терминалов. Но и с новыми не все однозначно: на словах они — закрытые, на поверку — далеко не факт.

— Сейчас очень важно, чтобы общественная экологическая экспертиза показала: то, что представляется в качестве закрытого терминала, — на самом деле закрытый терминал. Чтобы экспертиза вскрыла недостатки, которые могут «просочиться» в будущие проекты и принести немало проблем, — говорит директор Биолого-почвенного института ДВО РАН академик Юрий Журавлёв.

— Наши причалы изначально не предназначены для сыпучих грузов. Но и специализированные комплексы не всегда являются панацеей, — говорит представитель ОАО «ДНИИМФ» Ольга Семенихина. — Инвесторы, которые сегодня модернизируют или строят порты, предлагают систему пылеподавления — орошение, пылезащитные экраны. Эти технологии реально способствуют снижению пылевыделения, но не в наших климатических условиях, особенно зимой — морозы, ветра, низкая влажность. На Дальнем Востоке эти системы не работают. Выход — в запрете на строительство открытых терминалов, о чем вчера нам напомнил губернатор. Проблему решить можно, но для этого нужны соответствующие меры со стороны государства, политическая воля.

А пока некоторые инвесторы пытаются тем или иным способом обойти введённый в Приморье запрет на строительство открытых угольных терминалов. Так, по словам Владимира Ракова, эту норму пытаются оспорить лица, занимающиеся проектом порта «Вера». На том основании, что «губернаторский» запрет не соответствует общероссийским нормам и правилам и, следовательно, его можно попросту игнорировать…

№ 312 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 04 ноября 2015
Статьи из этого номера:

​Мятеж замполита Саблина: 40 лет спустя

Подробнее

​Ханка попутала берега

Подробнее

​Загнанные в уголь

Подробнее