Расследование

​Детей не жаль?

Злоключения на таможне продолжаются

​Детей не жаль?

Месяц назад в «Новой во Владивостоке» (№ 310 за 22 октября) был опубликован текст под названием «Мытарства на мытнице», посвященный проблемам, которые с завидным постоянством возникают на пункте пропуска «Пограничный» в отношении автобусов нерегулярных международных рейсов. За прошедшее время, несмотря на массу обращений во всевозможные инстанции с просьбой навести порядок, ситуация практически не изменилась.

Напомним предысторию. 2 сентября текущего года автобус туристического центра «Афина-Паллада», перевозивший группу российских школьников и ветерана Великой Отечественной войны в город Муданьцзян для участия в праздничных мероприятиях в честь окончания Второй мировой войны, вынужден был более пяти часов простоять перед пунктом пропуска «Пограничный».

Второе ЧП произошло чуть позже, 27 сентября. Автобусы «Афины-Паллады» и компании «МежТрансВосток», следовавшие с группами китайских на этот раз школьников, простояли на границе в ожидании перехода более трех часов. До этого уже вошедшие в пункт пропуска (после начатой процедуры оформления пограничниками) автобусы с китайскими детьми выгнали российские таможенники. Дети возвращались домой из России, где побывали в рамках международного обмена. На китайской границе их ждали родители, журналисты, представители властей КНР.

После этого произошло еще несколько случаев, когда транспортные средства нерегулярных перевозчиков сотрудники таможни попросту заворачивали, прикрываясь различными, в том числе, как представляется, надуманными причинами.

Делегациям, прибывшим на переход туристическими автобусами для следования в Китай, порой приходилось брать дорогие билеты в пустые рейсовые автобусы, чтобы на них перейти границу и проехать несколько километров до пункта назначения — китайского города Суйфэньхэ.

Последний случай, который произошел 28 октября, побил все рекорды по части изобретательности мытарей. Четыре туристических автобуса, принадлежащие туристическому центру «Афина-Паллада» и компании «МежТрансВосток», от четырех до шести часов простояли перед пунктом пропуска. Этими автобусами на международный фестиваль «Краски осени» в город Суйфэньхэ ехали около 130 детей, сопровождающие их родители и педагоги из городов и поселков Приморского края. Делегацию сопровождала генеральный директор «Афины-Паллады» Наталья Чепелева, которая и поделилась своим видением произошедшего.

— Ситуация эта не нова. На международном автомобильном переходе (МАПП) «Пограничный», а наша компания работает на этом направлении с 2007 года, периодически происходят подобные случаи. Потом на некоторое время все нормализуется, мы спокойно работаем, после чего ситуация повторяется вновь. Ничего не изменяется, меняются только исполнители — представители государственных служб местного уровня. Сейчас это сотрудники Уссурийской таможни в МАПП «Пограничный» во главе с начальником таможенного поста Галицким, который действует под руководством и. о. начальника Уссурийской таможни
Н. В. Лощинина. Говорю так с полной уверенностью, так как заблаговременно, 23 октября, сообщила и. о. начальника Уссурийской таможни Николаю Владимировичу Лощинину, что 28 октября в Китай на международный фестиваль едут дети со всего Приморского края. Именно у него 26 октября я была на личном приеме и просила исключить все задержки детей при переходе государственной границы. Просила обязать сотрудников таможенной службы обеспечить проход автобусов с детьми через МАПП «Пограничный», а также сообщить наиболее благоприятное для перехода время.

Во время приема Лощинин дал некоторые рекомендации, например, везти детей через другие автопереходы: через Краскино или Турий Рог. Я разъяснила, что это невозможно, ведь от Владивостока до МАПП «Пограничный» 206 километров, и еще 18 до приграничного города Суйфэньхэ. А вот чтобы попасть в тот же город, например, через МАПП «Турий Рог», нужно преодолеть расстояние не менее чем в 700 километров, и все это только в одном направлении. Чем наша детвора заслужила такое наказание? Ведь некоторые из них ехали из отдаленных районов.

Еще Лощинин рекомендовал пользоваться для перевозки организованных групп детей через МАПП «Пограничный» исключительно рейсовым транспортом наших конкурентов, то есть автобусами АТП «Приморье» и ОАО «Приморавтотранс».

При этом он не хотел понимать, что у нашей компании собственные автобусы и все необходимые документы для пересечения государственной границы имеются. Именно наша компания может обеспечить безопасную перевозку детей в соответствии с установленными правилами. Регулярным транспортом едут пассажиры для иных целей, в основном челноки. Представляете себе такую картину? Думаю, и те и другие испытают огромный дискомфорт, ведь возраст и задачи у этих пассажиров совершенно разные.

Не знают сотрудники Уссурийской таможни о том, что для перевозки организованных групп детей существуют особые правила, которые утверждены приказом Министерства транспорта России. Кроме прочего они включают в себя особый скоростной режим и перевозку в определенное время суток. Не наша это задача, совсем не наша — обучать этим самым правилам столь серьезную службу. Ведь когда сотрудники таможни выгоняют из пункта пропуска автобусы с детьми, пишут какие-то уведомления, они кроме всего прочего, по сути, присваивают полномочия транспортной инспекции. Между тем, из ответа Управления государственного автодорожного надзора следует, что у таможенных органов нет полномочий «выгонять» автобусы с детьми и иными туристами, как и нет полномочий регулировать движение рейсовых автобусов. По расписанию, на которое они ссылаются, работают перевозчики, а не контрольные органы.

В ходе нашей беседы Николай Владимирович с гордостью упомянул о том, что даже собственного тринадцатилетнего сына в составе группы несовершеннолетних спортсменов команды «Луч-Энергия» он отправил в КНР, в город Далянь в четыре утра на рейсовом автобусе. Печально! Все это очень печально, ведь люди, которые работают с детьми, в этом случае, по сути, забыли о безопасности детей. В таком случае говорят: «Пока не грянул гром...» Доверять детей нужно профессионалам!

Для сравнения хочу поделиться случаем, произошедшим однажды на китайской границе, свидетелями которого стали я и другие мои соотечественники. После прохождения российскими детьми погранично-таможенных формальностей при посадке в автобусы пошел дождь. Китайские пограничники попросили водителей наших автобусов подъехать к крыльцу здания автоперехода, из которого выходили дети. Пока ребята проходили в автобус, один из сотрудников китайской таможни держал раскрытый зонт над детскими головами.

Границу в Китае дети проходят в считаные минуты. Я не помню ни одного случая за все годы работы на международном направлении, чтобы на той стороне возникали какие-то проблемы.

А в пункте пропуска «Пограничный» 28 октября таможня подготовилась к встрече детей основательно. Сотрудники Уссурийской таможни сделали все возможное и невозможное, чтобы задержать автобусы с детьми. В изобретательности им нет равных. Сейчас таможенная служба МАПП «Пограничный», как нам видится, плотно взаимодействует с диспетчером ОАО «Приморавтотранс», которому звонят и спрашивают, какой следующий автобус можно взять на оформление. Законность данного «сотрудничества», на наш взгляд, должна проверить прокуратура.

Вот и 28 октября прибывшие автобусы с детьми встали, как обычно, в очередь. О том, что кто-то может позаботиться о первоочередном прохождении границы детьми, мы и не мечтали, хотя надеялись на здравый подход специалистов таможенной службы, ведь они были нами предупреждены. Обычная схема в этот злополучный день не работала, как и зеленый сигнал светофора, подаваемый пограничниками для приглашения следующего автобуса. Была изобретена новая схема, которую мы разгадали быстро. Рейсовые автобусы, не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, в этот день двигались на красный свет.

По схеме инспектор таможенной службы должен информировать пограничную службу, что можно включать зеленый и приглашать следующий автобус на оформление. Но специалист таможенной службы сначала звонил диспетчеру коммерческой фирмы ОАО «Приморавтотранс», тот на наших глазах подавал сигнал своим водителям белой полоской бумаги, и они ехали в пункт пропуска, а потом инспектор таможни уведомлял пограничников, и они открывали шлагбаум.

После нашего замечания изобретенная схема уже не работала. Стал включаться зеленый свет. Два наших автобуса с детьми зашли по очереди в пункт пропуска.

После процедуры оформления автобуса пограничниками на следующем этапе водитель идет с документами к таможне. Здесь начинается настоящее мытарство. Сначала водитель пишет объяснительную, почему он зашел в пункт пропуска, затем — вторую: кого, куда и зачем он везет. Потом несколько инспекторов делают копии всех документов водителя: от карточки международного допуска и бланка разрешения международной перевозки до путевого листа. На это уходят долгие 40 минут — дети в это время сидят в автобусе. А затем мытари выдают водителю уведомление о непропуске и выгоняют автобус с детьми из пункта пропуска. И только после многочисленных звонков в транспортную прокуратуру и краевую администрацию, после их вмешательства таможня «дает добро».

По второму кругу процедура оформления повторяется: объяснительные водителей, копируются документы, тянется время. 28 октября после снятия копии карточки международного допуска инспектор таможенной службы В. Д. Ли карточку по требованию одного из водителей не вернул, сказал, что она ему еще нужна, а в дальнейшем на требование водителя о возврате документа на автобус уверял, что положил ее водителю в файл, не уточнив в какой.

Откуда такая смелость и уверенность в безнаказанности? Кто «дает добро» превышать свои полномочия и устраивать беспредел?

Проводив автобусы с детьми в КНР, город Суйфэньхэ, и оставив всех на попечение наших специалистов и принимающей стороны, я вынуждена была последним рейсовым автобусом вернуться во Владивосток. То, что я увидела, стало отгадкой замысловатых хитростей Уссурийской таможни.

Перед пунктом пропуска из Китая в Россию стояли три автобуса, я была в четвертом. Автобусы по очереди заходили на российскую таможню. В каждом было от 30 до 35 пассажиров, остальные просто бы не вместились. В автобусе, на котором мне «посчастливилось» выйти из Китая, из 12 рядов было свободно только четыре, все остальные завалены огромными баулами челноков, так как багажники их просто не вмещали. На свободных местах сидели руководители групп челноков, остальные ехали на родину стоя, тесно прижавшись друг к другу в узком проходе автобуса. Российскую таможню проходили быстро. Ровно час понадобился ей, чтобы пропустить четыре автобуса и порядка 130 пассажиров, у каждого из которых три и более огромных баула. Баулы шли «по зеленой», никто их не досматривал, ведь рядом со стойками таможенников находились «предводители» челноков и отсчитывали «своих». Как работает и «смазывается» этот механизм, можно только догадываться.

К чести ребят, ехавших с турцентром «Афина-Паллада» в злополучный день 28 октября, стоит отметить, что все мытарства, выпавшие на их долю на МАПП «Пограничный», они вынесли достойно. Жаль только, что снисхождения к своему возрасту от мытарей они так и не дождались…

№ 315 / Вера ПЕТРОВА / 26 ноября 2015
Статьи из этого номера:

​Шёлковый путь друг к другу

Подробнее

​Кто придет в свободный порт?

Подробнее

​Детей не жаль?

Подробнее