Профессор Латкин: 2016 год будет очень непростым
Известный дальневосточный экономист поделился прогнозом на 2016 год и констатировал исход гастарбайтеров из Приморья по причине падения рубляНаступающий год будет непростым, считает доктор экономических наук, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС Александр Латкин.
Профессор Латкин перечисляет приметы предбанкротного состояния России: спад ВВП, рост инфляции, дефицит бюджета, падение курса национальной валюты.
— В 2015 году у нас впервые за 20 лет сократился объем продаж на 11,7%. У нас многие супермаркеты уже сейчас стоят полупустые, предприниматели не знают, что делать. Показатели хуже, чем даже в кризисном 2008 году! — говорит он.
К чему всё это приведет, уже понятно: сворачивание новых инвестиционных программ, сокращение штатов как в бюджетной сфере, так и в «реальном секторе». «Санкционная война» продолжится, более того, опасается Александр Латкин, через несколько лет южная Европа, применив пресловутое «импортозамещение», может вообще отказаться от российских газа и нефти.
— Самая большая беда в том, что простых решений у нашего правительства уже нет, а сложных пока не вижу, как не вижу четкой конструктивной социально-экономической программы, которая бы позволила говорить о преодолении кризиса, — отмечает Александр Павлович. — С учетом того, что 2016-й — это год выборов, на российской политико-экономической арене будет непросто. Население России делится на две группы. 20—25 миллионов человек достаточно богаты, вроде бы спокойно относятся к происходящему, зарабатывают и выживают. Но другие 120 миллионов человек будут чувствовать себя очень плохо. Год будет очень непростым.
Отвечая на вопрос «Новой во Владивостоке» о том, как падение курса рубля повлияло на приграничную торговлю между Приморьем и Китаем и на ситуацию в сфере миграции, Латкин заявил:
— Мы сейчас проехали по всем погранпереходам от Хуньчуня до Благовещенска. Везде динамика такая: китайцы к нам валом едут, закупают наш товар и возвращаются обратно. Некоторые наши руководители выдают это за свои достижения — что вот у нас въездной туризм резко повысился благодаря тому, что мы осуществляем программу развития Дальнего Востока. Но это не так, просто возникла новая тенденция. В то же время в китайских городах — я побывал недавно в Хэйхэ, Суйфэньхэ, Харбине — русских туристов стало совсем мало. Ну представьте — если юань в Харбине стоит уже 11 рублей… Что касается миграционных потоков, здесь мы тоже сделали для себя много открытий. Край наш, особенно сельскохозяйственное производство, очень нуждается в рабочей силе, но квоты на иностранную рабочую силу каждый год сокращаются. Мы были в Ханкайском районе, там предпринимательница рассказывает: мне дали землю — рис выращивать, я попросила разрешения нанять 200 китайских рабочих. Мне разрешили всего 50, причем не все сдали экзамен по русскому языку, истории и праву. В итоге получила 20, а еще 30 завезла нелегально. И она говорит: зачем тому, кто стоит на рисовых чеках, знать язык? В итоге доходная часть бюджета Ханкайского района потеряла большие деньги, потому что китаец сегодня только НДФЛ платит 30%. Общая ситуация сейчас такая: у китайцев есть желание приехать к нам за товаром, но мало желания приехать к нам работать, потому что на те же рубли они купят меньше долларов.
По словам профессора Латкина, уже наблюдается серьезный отток как китайских, так и среднеазиатских гастарбайтеров из Приморья.
Василий МАКАРОВ